/Мгновение/

Гуманность из машины

Суд Первомайского района г. Минска вынес постановление по поводу действий известного своей эпатажностью Андрея Климова. И это стало одним из самых интересных событий последних дней.

Напомню, что против него уголовное дело было возбуждено в конце прошлого года. Поводом стали книги «Я сделал свой выбор», «Восстание 2005», «Очевидные истины» и статья «Обращение к белорусской нации». По мнению прокуратуры, он нарушил «ч.1 ст. 368 и ч.2 ст. 367 УК». Это цитата из копии постановления упомянутого суда. Для тех, кто не пользуется специальной юридической лексикой, скажу более понятно. Речь о публичном оскорблении президента и клевете в отношении его же. Как нетрудно догадаться, в данном случае подразумевается Александр Григорьевич Лукашенко.

Отечественное правосудие приняло воистину «соломоново» решение. Вину Климова признали доказанной, но самого его решили… не наказывать. Уголовное дело в отношении Андрея прекращено, а «подписка о невыезде» отменена.

Судьбу другого, по многим оценкам «мягкого», приговора по факту нарушения общественного порядка, то есть «революции», будет решать Минский городской суд, и есть все основания полагать, что он тоже проявит необыкновенное милосердие, то есть даже «химия» не состоится.

Сам Климов объясняет это некой благосклонностью России. Вполне возможно. Однако не менее вероятна и другая причина: власть не хочет привлекать к этим проблемам внимание именно сейчас. Не думаю, что белорусская Фемида стала вдруг гуманной или чего-то испугалась. Просто сегодня выгодно делать вид, что «все хорошо, прекрасная маркиза».

А по поводу «гуманности» лично у меня нет никаких иллюзий. Достаточно вспомнить, что в разное время за нечто подобное судили Н.Маркевича, П.Мажейко и В.Ивашкевича. Свободу им ограничили. Да и «пример» М.Маринича говорит о том, что так называемое правосудие «показывать зубы» еще не разучилось.

И еще один момент. «Мягкость» в отношении Климова как бы подчеркивает «несерьезность» его намерений. Такое впечатление, что кто-то опасается, что жесткий приговор обозначит, кто здесь «настоящий буйный», отсюда такая непривычная снисходительность.

К слову: события вокруг А.Климова наглядно продемонстрировали, как часто интересы властей предержащих и некоторых оппозиционеров совпадают. В ответ на «революцию» известный деятель оппозиции называет А.Климова «городским сумасшедшим». Спустя некоторое время следователь прокуратуры предлагает Климову добровольно пройти психиатрическую экспертизу, что Андрей сделать отказался.

Любопытное единодушие, не правда ли?

Оно может быть обусловлено двумя причинами. Либо А.Климов действительно «не дружит с головой», либо кто-то считает, что он может разрушить привычное, и потому выгодное всем, «болото»?