После 16-го, в ожидании 16-го

Многие отмечают, что решение 16-го числа каждого месяца отмечать День солидарности, выставляя в окна зажженные свечи, является одной из самых удачных протестных акций последнего времени. И не важно, что засветились далеко не все окна. Но это как раз та форма протеста, которой власть не может эффективно противостоять.

Конечно, по свечам можно без труда «вычислить» всех противников режима и показать, насколько их немного. Конечно, теоретически, можно (в наших условиях осуществимо все) «согнать» с подоконников символы любого инакомыслия, но как быть с тем, что они могут перекочевать в другие места? Например, подальше от окон, и свет при этом не будет гаснуть? Не та ли это «искра», из которой может «разгореться пламя»?

Хартия-97 отмечает, что 16-го ноября в акции приняло участие гораздо больше людей, нежели месяц назад. Согласно этому источнику, речь идет о 300 тысячах белорусов. По мнению Ирины Халип, которая является одной из инициаторов проведения Дней солидарности, 16-го декабря их будет еще больше. Она же выразила признательность Вацлаву Гавелу, Брониславу Геремеку, Алдису Кукшнису, Асиму Маладзе, Христосу Пургуридесу и многим другим за поддержку. Это означает, что акция «вышла» за границы нашей страны и стала международной: с белорусами солидаризировались граждане многих стран.

Так, например, по информации интернет-версии газеты «Пагоня», 16-го ноября в 18:30 акцию солидарности провела на Майдане Независимости в Киеве общественная партия «ПАРА». Хартия-97 сообщает, что в Бельгии прошла демонстрация в поддержку Дня белорусской солидарности, организованная Белорусским центром в Бельгии и офисом «За демократическую Беларусь». Участники акции собрались возле зданий Совета ЕС и Европейской Комиссии. В руках у демонстрантов были портреты пропавших в Беларуси людей и политзаключенных, плакаты с надписями «Скажем „Нет!“ последней диктатуре Европы», «Свободу политзаключенным» и т. д.

Отмечается, что к протестам присоединились белорусские протестанты. По их утверждениям, они не хотят заниматься политикой, но к этому их вынуждает нынешняя власть. Звучит вполне убедительно, особенно если учесть, что ту же церковь «Новая жизнь» — причем, в последнее время — нещадно «прессуют».

Довольно странно, что на сайте Александра Милинкевича, появившемся по адресу www.milinkevich.org сразу после Дня солидарности, информации на эту тему найти не удалось. «Белорусские новости» между тем сообщают, что 16-го ноября А. Милинкевич, совершающий поездку по белорусским регионам, зажег свечу в Полоцке.

О том, в чем состоит суть акции протеста, довольно красноречиво рассказал П. Шеремет на страницах нового интернет-портала Белорусский партизан. «Пусть „16 число“ — это политическая акция с психотерапевтическим уклоном, — говорит Шеремет. — Кто-то считает, что это политтехнологический ход, направленный на то, чтобы белорусы перестали бояться совершать поступки, которые не нравятся власти. Возможно, это не самое эффективное средство борьбы с оборзевшим режимом, и, конечно же, это само по себе не приведет к революции. Однако не имеет принципиального значения, кто и какой смысл вкладывает в эту гражданскую акцию. Главное, она будоражит нашу совесть и сохраняет память о невинных жертвах политического фашизма».

«Белрынок» напоминает, что проведение этой символической акции было инициировано супругой похищенного предпринимателя Анатолия Красовского, исчезнувшего вместе с известным белорусским политиком Виктором Гончаром 16 сентября 1999 г. 16 октября состоялся первый День солидарности. Его организаторы решили проинформировать об акции всех жильцов дома на улице Городецкой в Минске. Несколько дней осуществлялся обход квартир. В результате вечером 16 октября в этом доме почти в четверти квартир был погашен свет и зажжены свечи. Многие известные политики и общественные деятели страны, представители творческой интеллигенции поддержали это необычное мероприятие. Подобная акция проводилась в Беларуси, пожалуй, впервые. Однако в мире они практикуются достаточно широко. Такие мероприятия осуществлялись в странах с жесткими режимами, где публичные демонстрации протеста были крайне опасны, в странах бывшего советского блока, в государствах Латинской Америки и т. д.

Как и следовало ожидать, государственные белорусские СМИ акцию 16-го ноября полностью проигнорировали. Вяло отреагировали на нее и российские средства массовой информации. Это свидетельствует о том, что протестные настроения в белорусском обществе растут, но, видимо, еще не обрели того размаха, когда на них нельзя не обращать внимание.