/Экономические тетради/

Купляй беларускае (II)

Современное благополучное развитие страны немыслимо без ее участия в системе международного разделения труда, которое находит свое выражение в экспортно-импортных потоках. Развитые страны мира стараются интенсифицировать и диверсифицировать экспорт, создавая благоприятную макроэкономическую и законодательную среду для своих предприятий. При этом, чем более развита страна, тем большую долю в ее экспорте занимает продукция с большей промышленной обработкой и, соответственно, добавленной стоимостью. Согласно структуре и номенклатуре белорусского экспорта в страны дальнего зарубежья, индустриальная Беларусь — это развивающаяся страна.

Скажи мне, что страна экспортирует…

Анализируя структуру и динамику белорусского экспорта, можно выделить ряд тенденций, которые могут иметь ряд серьезных последствий для страны в долгосрочной перспективе. Так, налицо явное изменение географической структуры белорусского экспорта (табл. 1). Из общего объема экспорта республики на долю России приходится 36%, остальных стран СНГ — 7,9%, стран ЕС — 44,1%, остальных стран вне СНГ — 12%.

Таблица 1. Географическая структура экспорта Республики Беларусь,
2001 — январь–июнь 2005 года, %

2001

2002

2003

2004

январь–июнь
2004

январь–июнь
2005

Страны СНГ

60,3

54,7

54,6

53,1

52,9

43,9

Страны вне СНГ

39,7

45,3

45,4

46,9

47,1

56,1

Итого

100

100

100

100

100

100

Источник: Министерство статистики и анализа РБ

В самом деле, не зря высшие госчиновники Беларуси опасаются последствий возможных экономических санкций со стороны стран Запада. Ведь доля белорусского экспорта в эти страны превысила долю России — традиционного торгового партнера Беларуси. Казалось бы, надо радоваться. Ведь западные рынки являются гораздо более богатыми и емкими, и если доля продукции, востребованной западными странами, растет, значит, она становится более конкурентоспособной.

Однако все не совсем так в белорусском зазеркалье. Скорее наоборот — рост доли продукции, продаваемой на западные рынки, говорит о потенциальных угрозах и слабости белорусской экономики. Ведь в Россию худо-бедно, но мы продавали продукцию с высокой добавленной стоимостью — станко- и машиностроение, продукцию пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и пр. В случае экспортных поставок в развитые страны мы являемся типичной бедной страной, экспортирующей сырье и полуфабрикаты.

Министерство статистики Беларуси констатирует: «Основным товаром белорусского экспорта в Нидерланды, Польшу и Украину являются нефтепродукты, которые в структуре поставок в эти страны занимают соответственно 94,3%, 42,9% и 19,1%. Стоимостной объем экспорта продуктов переработки нефти в Украину вырос в 9 раз, в Нидерланды — в 3,5 раза, в Польшу — в 1,7 раза. Кроме того, существенно увеличились поставки в Украину калийных удобрений (в 2,7 раза), в Польшу — черных металлов (в 2,8 раза), сжиженного газа (в 2,4 раза) и казеина (в 1,7 раза). Рост стоимостного объема экспорта в Германию связан, в первую очередь, с увеличением в 2,1 раза поставок нефти, казеина — в 1,8 раза, черных металлов — в 1,6 раза (рост объемов экспорта в отдельные страны мира отражен в табл. 2).

Таблица 2. Экспорт белорусской продукции в отдельные страны Европы и мира

Экспорт

I полугодие 2005 г.,
млн. долл. США

I полугодие 2005 г. в %
к I полугодию 2004 г.

Всего

7381,7

119,6

Россия

2656,4

91,3

Нидерланды

1052,0

в 3,3р.

Украина

403,8

177,7

Германия

327,9

138,8

Польша

419,6

138,7

Китай

208,1

135,0

Франция

141,9

в 3,8р.

Литва

155,7

134,2

США

104,8

149,1

Швеция

101,9

160,7

Источник: Министерство статистики и анализа РБ

В чем сила, брат?

Слагаемые такого успешного роста экспорта просты: импортируя нефть по ценам гораздо ниже мировых, Беларусь перерабатывает сырье и выгодно продает нефтепродукты на мировых рынках. К примеру, по данным агентства ПРАЙМ-ТАСС, Беларусь в январе–июле этого года увеличила среднеконтрактные экспортные цены на нефтепродукты на 44% (до 326 USD/т) при повышении импортных цен на нефть на 16,9% (до 189 USD/т). В этом году мы покупаем нефть почти вполовину, а иногда, в периоды взлета цен, и на 2/3 ниже мировых цен. При этом Беларусь импортировала из России 10,782 млн. т нефти (+11% к январю — июлю 2004 г.), а поставила на экспорт 7,826 млн. т нефтепродуктов (+7,2%).

Такая ситуация в настоящее время устраивает обе стороны. Даже при том, что российские поставщики работают по белорусским правилам. Ведь от любого объема поставляемой в Беларусь нефти российская компания обязана 50% этого сырья продать белорусским предприятиям (как было отмечено выше, отнюдь не по мировым ценам), после чего остальное сырье может переработать на давальческих условиях на нефтеперерабатывающих заводах и поставить нефтепродукты на экспорт. В результате белорусы имеют свою порцию дешевой нефти, а российские нефтяные компании, в связи с высокими ценами на нефть и, как следствие, высокими экспортными пошлинами на нефтепродукты, более дешевые нефтепродукты (поскольку перерабатывать сырье в Беларуси для российских компаний оказывается выгоднее, чем в России). Сколько и чего имеют от таких сделок чиновники и приближенные к ним бизнесмены — остается только догадываться.

Экспорт как индустриальная гордость

Несмотря на наличие большого количества разных заводов и выгодное географическое положение, привлекательное для различных ТНК мира, структура белорусского экспорта в страны вне СНГ (ЕС, США и другие) на протяжении ряда лет совсем не меняется в лучшую сторону. Как и три года назад, у нас три основных экспортных статьи — минеральные продукты, продукция химической промышленности и недрагоценные металлы (продукция металлургического завода). В совокупности они обеспечивают 82,3% всего белорусского экспорта в страны вне СНГ. Причем в 2005 г. доля минеральных продуктов выросла с 50,4% до 56,9%. Поразительно, что, практически не имея собственных нефтяных скважин, мы умудряемся отлично экспортировать их выход. При этом анализ экспортных цен не оставляет никаких надежд на особый рецепт белорусского чуда, и здесь — по аналогии с нефтепродуктами — прирост в основном получен за счет роста экспортных цен. Так, при росте экспорта калийных удобрений в 147,7%, рост экспортных цен составил 147,9%, нефтепродуктов — 144,4% и 145,3% соответственно, химических волокон — 114% (123,3%), шин — 123% (343,3%) и пр. Т.е. физически Беларусь не стала продавать большие объемы продукции.

В настоящее время конъюнктура мирового рынка нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений позволяет белорусским экспортерам получать высокие доходы и прибыли. Однако что будет, если цены так же резко упадут, как и поднялись?

Аналогичная ситуация и с минеральными удобрениями, и с недрагоценными металлами. Да, сегодня цены стремительно растут, в результате чего экспорт в ценовом (не физическом) выражении повышается. Однако такая крайне односторонняя зависимость опасна для экономики страны, поскольку она делает нас всех заложниками мировой конъюнктуры рынков нескольких минералов. Экспорт промышленной продукции, доходы от туризма или других услуг, оказываемых потребителям из стран Запада (кроме транзита), составляет незначительные величины, хотя ситуация могла бы быть совершенно другой. Однако особый инвестиционный климат и отношение властей к приватизации не позволяет предприятиям привлекать иностранный капитал и развивать производства, ориентированные на внутренний и внешний рынок.

Упадем, но не сдадимся

Анализ географической структуры экспорта говорит о возросшей зависимости белорусской экономики от экспорта нескольких сырьевых товаров в страны ЕС. Недаром государственная пропаганда озабоченно заговорила о возможности введения экономических санкций со стороны ЕС. Не вдаваясь в подробности относительно вероятности или моральности подобных шагов, действительно можно предсказать самые печальные последствия для экономики страны. Прежде всего — сокращение валютной выручки предприятий-экспортеров и давление на валютном рынке, которому Национальный банк не сможет долго противостоять. В результате курс национальной валюты упадет резко вниз, что приведет к стремительному сокращению реальных доходов населения. Возникает реальная опасность бюджетного кризиса, поскольку налоговые поступления нескольких десятков предприятий составляют существенную часть бюджетных доходов. Соответственно государство будет вынуждено сократить помощь многим предприятиям и секторам. И обязательно включить печатный станок, как это уже было в 1998 г., когда белорусская экономика переживала вместе с Россией финансовый кризис. И пережила благодаря тому, что курс национальной валюты очень быстро снизился в 5-6 раз! , а не в 3 раза, как в России.

Разумеется, белорусская экономика достаточно устойчива, чтобы пережить такой кризис. Есть траву и собак, как в Северной Корее, мы не будем. Мы просто окажемся в Беларуси десятилетней давности — с зарплатой в USD 50-80, инфляцией и низким уровнем жизни. При этом предприятия по-прежнему будут работать, а их продукция вновь станет конкурентоспособна на внешних рынках (из-за своей дешевизны). В том числе и России. Такова цена односторонней направленности белорусской экономики и отсутствия плюрализма мнений по поводу путей ее развития.