Во вторник 16 февраля на совещании у президента было принято эпохальное решение о структурной реорганизации Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Внутри министерства произойдет слияние концернов «Главживпром» и «Белптицепром» и будет создан новый контрольный департамент «Белсельхознадзор», который будет следить за качеством и соблюдением санитарных норм на производстве.

Теперь самое интересное: А. Лукашенко согласился с предложением, что большая часть предприятий Минсельхозпрода должна быть отдана в управление губернаторам. Довольно неожиданно президент в категоричном тоне озвучил новую стратегию управления сельским хозяйством: «Концепция одна: надо передать все предприятия, за малым исключением, губернаторам».

Вполне предсказуемо Александр Лукашенко счел необходимым обязать губернаторов учитывать в деятельности этих предприятий интересы не только своей области, но и общегосударственные, и нормативно закрепить эту обязанность. Документы должны быть очень интересные.

В свою очередь министр сельского хозяйства Семена Шапиро заявил, что проводимая реструктуризация создаст возможности для более рационального распределения средств государственной поддержки и приведет к сокращению управленческого аппарата объединений и затрат на его содержание.

Если отойти от дипломатичного стиля пресс-службы, то из сообщения можно сделать простой вывод: Минсельхозпрод решили поделить. Минск не выдержал многолетней политики поддержки и централизованного контроля над самой дотируемой отраслью белорусской экономики и принял древнее и мудрое решение «разделить, чтобы властвовать».

Очевидно, что за решением о реструктуризации стоит экономический кризис, когда находить средства в бюджете на поддержку сельского хозяйства становится все труднее. Ведь, как сообщает БелТА, по оценке заместителя премьер-министра Иван Бамбизы в 2010 г. на модернизацию АПК потребуется Br1,5 трлн.

Не менее вероятно, что кроме кризиса на решение повлияли и грядущие местные и президентские выборы. Что может лучше укрепить лояльность белорусских губернаторов президенту, чем возможность распоряжаться бюджетом на поддержку предприятий сельского хозяйства? Ведь согласно все той же стенограмме совещания, губернаторы предлагали пойти в деле реструктуризации еще дальше и полностью упразднить организации «Главживпром» и «Белптицепром», передав предприятия целиком в ведение руководства областей.

Можно согласиться с тем, что передача предприятий под контроль местных властей повысит эффективность производства белорусского сельского хозяйства, но это верно только в теории. Нужно помнить, что белорусский АПК долгие годы жил в дотационном режиме, поэтому не стоит ожидать от губернаторов особого ускорения в работе.

Также не следует ожидать роста эффективности отрасли, в которую в 2005–2009 гг. было вложено более Br21 трлн. прямых и косвенных субсидий и дотаций. Ловушка дотационного режима работы в том, что он не предполагает инновации. Именно в этом секрет технологического отставания белорусского АПК.

Стоит напомнить, что в 2008 г. стоимость технического перевооружения АПК оценивалась в Br1,1 трлн. Тогда же Администрация президента распространила информацию о том, что убыточность белорусского агропромышленного комплекса составляет 70%.

Наконец, об эффективности управления на местах. Среди отраслей экономики и сфер государственного управления белорусское сельское хозяйство традиционно находится в лидерах по числу выявленных коррупционных преступлений. Как отметил 20 января генеральный прокурор Григорий Василевич, больше всего коррупции подвержены отрасли, в которых осуществляется основная доля госзакупок — это промышленность, сельское хозяйство, торговля.

Кстати, коррумпированность структур Минсельхозпрода вовсе не обязательно означает, что модернизация АПК обречена на провал. Зависимость может быть обратной, но это отдельная тема для анализа.

Пока же очевидно, что белорусские власти в разделе собственности вышли на новый уровень «точечной либерализации». Продажи отдельных предприятий иностранным «чужакам» уже недостаточно. «Свои» тоже требуют доли, пусть речь пока идет о доле в бюджете, а не в акционерном капитале.

Обсудить публикацию