Неизбежное обострение кризиса в нашей стране ведет к тому, что вопросы выживания населения на местах во всевозрастающей степени будут решаться не столько верховной властью, сколько провинциальными чиновниками. Соответственно, отдельные их группировки — вполне отчетливо осознавая собственные экономические интересы (консервацию наличного положения дел) — способны начать свою политическую игру (пусть пока и в достаточно экзотических ее версиях).

Традиция организовывать «кидалово» самым нетерпеливым зарубежным инвесторам довольно давно замечена в нашем государстве. Но в глаза общественности бросались лишь наиболее выдающиеся прецеденты этого «национального спорта»: наподобие интриги с российской пивоваренной корпорацией «Балтика» (с большим трудом вернувшей свои деньги). Тем не менее, экономическая экспертная молва упрямо вспоминает и иные случаи подобного обращения с импортными бизнесменами на местах — пусть и в не столь значимых масштабах.

Трагизм подобных разводок для легкомысленных гостей — помимо всего прочего — заключался в том, что в случае срыва обязательств с белорусской стороны им было трудно жаловаться на здешние городские и областные власти. Как можно воззвать к международной арбитражной Фемиде, если твой контрагент по сделке облечен функциями в результате нелегитимных выборов, т. е. официально не признан международным сообществом? Публичные ссылки же на «устные договоренности» может себе позволить в нынешних условиях исключительно белорусский президент, вспоминая переговоры с кремлевскими лидерами.

Сегодня ситуация иная. Интересного действительно серьезным игрокам «фамильного серебра» в Беларуси мало, кризис тем более не увеличит его объем. Перспективные проекты сохраняются в «глубинке». Но если ближайшие низовые выборы окажутся официально признанными западным сообществом, то в случае корыстного срыва договоренностей местными бюрократами западные инвесторы смогут обращаться в серьезные мировые судебные инстанции, имеющие многовековую традицию жесткого разруливания подобных ситуаций.

Неприятно? Разумеется. Провинциальное чиновничество не планирует в ближайшем будущем отказаться от столь лакомого положения дел, когда единственным ограничителем регионального произвола выступает необходимость сохранять абсолютную лояльность первому лицу. А для сохранения столь выгодных форматов ведения «бизнеса» с импортными контрагентами желательно сохранить местные органы власти в подвешенном состоянии: признанными россиянами и Востоком, но не легитимными перед юрисдикцией Запада. Для достижения этой цели (консервации традиции, согласно которой «надо устно договариваться, а не подписывать взаимно обязывающие контракты с набором жестких обоюдных санкций») не грешно будет скандально прижать не только отбившихся от рук местных поляков.

Если этого конфликта окажется недостаточно для того, чтобы сорвать легитимацию грядущих региональных выборов, то можно ожидать дальнейшей экспансии скандалов международного масштаба, незатейливо взращенных на местах.

В любом случае, на авансцене белорусской внешней политики замаячил силуэт еще одного игрока.

Обсудить публикацию