Можно ли манипулировать страной? Российским политикам казалось, что уже можно. Назначать президентов и передавать власть. Чем увереннее чувствует себя кремлевская элита, тем меньше интересует ее общественное мнение. Это — «внутренняя» уверенность. Та линия поведения, которая отстраняется от внешних эффектов выбранного типа внутренней политики.

Владимир Путин не создал свою сильную политическую команду. Даже оттеснил в решающий момент лучшего друга и соратника Сергея Иванова, который располагал всеми данными, чтобы занять пост президента России.

Он сделал ставку на менее амбициозную фигуру — преподавателя-юриста из своего родного Петербургского университета. Медведев из окружения Путина. Просто канцелярский работник. Которого у нас в Беларуси многие политики называют «мягким шоколадом».

После смерти Брежнева был точно так же «выбран» новый генсек — руководитель канцелярии Константин Устинович Черненко. Кто его сейчас помнит? И вот те же грабли. Решением В. Путина назначен преемник — руководитель аппарата (канцелярии) президента. Этакий новый «Константин Устинович». Но в ином, более современном возрастном и техническом оснащении.

Медведев — слабый президент. И это понятно всем политикам Европы и Азии. Американцам — подавно А, как бы относились мы к США, если бы аналогичное произошло у них. И Джордж Буш «назначил» бы преемником, скажем Кондолизу Райс? Калиф на час До второго президентства?

Михаил Саакашвили увидел «окно возможностей» в этой уникальной ситуации. Невнятный, назначенный президент в Кремле. Его шеф в Пекине. И наступил момент действий. Вытеснить российские войска и осетинских сепаратистов из небольшой части территории своей страны. Ударной и быстрой операцией. За сутки и не более. Чтобы россияне не успели опомниться. Расчет был абсолютно точным. Плюс, можно согласиться с оценками Алексея Арбатова и Вячеслава Никонова, к декабрьскому саммиту НАТО Грузия должна подойти с решенными пограничными и территориальными вопросами. О чем, безусловно, напоминала в Тбилиси Кондолиза Райс. И за это погибли тысячи ни в чем не повинных людей.

Марс, в отличие от Сатурна, виден всем

Войны на постсоветском пространстве дело привычное. Противоречия было заложены советской системой. Лениным, Сталиным, Хрущевым. Может, только Брежнев был менее активен в перекройке карты СССР.

Воевали азербайджанцы и армяне. Затем грузины и абхазы. Осетины с грузинами. Чеченцы с русскими. Не воюют в Средней Азии, там руководители еще с советских времен любят порядок и наводят его традиционными восточными средствами.

Апогей войн — Чечня. Но, это к вопросу о территориальной целостности. О чем юрист Саакашвили мог бы часами спорить с юристом Медведевым. Как более опытный лектор и преподаватель, Дмитрий Медведев такой спор должен был бы выиграть. В силу лучшей теоретической подготовки. Но они этого не делали. А зря. Столько бы людей остались живы.

А теперь Михаил, президент грузинский, вообще ни с кем на Черном море отдыхать вместе не будет. Он выходит, вместе со своим народом, из СНГ. И с кем останется? Разве что с дипломированным бухгалтером Виктором Ющенко. Которому осталось «президентствовать» кот наплакал.

Время Марса — время войны. Август для России — месяц политических и духовных травм. Самые неприятные события: то Останкинская башня горит, то атомная лодка гибнет. А сейчас — траур по погибшим в Южной Осетии. Формально говоря, по погибшим на территории Грузии граждан и не граждан России.

Это война. Которая нужна была для политиков. Для грузинского президента больше, чем для кого бы то ни было. Он как юрист и как глава государства должен поддерживать территориальную целостность страны. Причем там, где этого не хотят простые люди — в Южной Осетии и Абхазии.

А что делать? Отдать эти территории? Сделать жест в духе 21 века и ввести гиперавтономию — как Китай для Гонконга? А что, умно и правильно. Пусть Южная Осетия имеет что хочет, кроме официального статуса. Правда, что-то на эту тему президент всех грузин говорил. Прямо перед началом войны.

Это была война клонов. Американских клонов с русскими. Оружие, оснащение, термины и технологии. Но ничего хорошего из этого не получилось. Не доросли еще до бесконтактной войны. Не достигли нужного технического и интеллектуального уровня. Поэтому гвоздили и гвоздили.

Проявились в этой войне очень важные симптомы, касающиеся сферы безопасности. Их несколько. Начнем со сбитых самолетов. Именно они и показывают технологический уровень вооружений.

Россияне сами боялись именно этой составляющей. Их самолеты сбивали. Сначала глупый ответ о том, что это «просто бред». Затем тихое признание, что бред был российским, а не грузинским. Вот тут-то и стратегический прокол. Готовы ли к активному применению авиации российские ВВС? На парадах летают, чего стоит последнее 9 мая 2008 года, парад Победы. «Витязи» и «Стрижи» — это красиво и гордо. Но в боевой действительности происходит совсем другое. Самый сильный момент — сбитый российский стратегический бомбардировщик ТУ-22. Это военный феномен. Оснащен всеми доступными для российского ВПК технологиями. Он, как летающая крепость, может взламывать любые системы ПВО и уходить от поражения ракет и иных средств зенитного противодействия. Гордость России.

Когда скороговоркой прозвучало, что грузинская «сторона» сбила всего 2 самолета, то это уже было много для первого дня войны. И поначалу показалось, что во втором названии была ошибка — «ТУ-22». Был ли смысл поднимать в воздух такой сверхтяжелый бомбардировщик? Зачем? Крылатыми ракетам разнести военные части Грузии? Одним самолетом выиграть всю войну?

Глупо. Но еще глупее говорить о том, что эту машину использовали для воздушной разведки. Израиль силами советских авиационных инженеров создал несколько моделей беспилотных самолетов-разведчиков. Ну, купили бы. Сделали бы, как грузинские военные. Они не имеют своих собственных космических войск, спутников, вот и купили в Израиле несколько таких самолетов. Те и летают. Людей там нет. Недорого и просто. А ТУ-22 — это слишком. Даже для недельной войны в горах. После такого урока США могут не бояться стратегической авиации России. Уж не бумажный ли она тигр? А Россия после такого урока может отправить эти самолеты для перевозки гуманитарной помощи на постсоветском пространстве. Отдать их ведомству Шойгу.

А еще лучше — подарить Кубе. Им будет чему радоваться. А американцы закиснут. Ведь никто в мире не сбивал еще советские стратегические бомбардировщики ТУ-22. Лиха беда начало.

Такой Марс получился у России с Грузией. По причине чего отменили все рейсы. По воде и по воздуху. А, самое главное, прямые денежные переводы запретили. Из России в Грузию. Значит, появится новый вид денежных трансфертов. Из России в любую страну Европы. Оттуда — в Грузию. Какая ни есть, а помощь для роста оборота банков разных стран. Маленькая польза, как говорили герои Антона Павловича Чехова.

А территориальная целостность Сербии и Косово? Чечня и территориальная целостность России? Абхазия и Осетия и территориальная целостность Грузии? Баски и Северная Ирландия и целостность демократий ЕС?

Пока ничего не придумали те, кто называют себя политиками. Пора, надо идти к глобальным ответам на такие вызовы. Кстати, потом, глядишь, и все остальные станут «государствами под эгидой ООН». Своя бюрократия, ох, как надоела. Которая еще при этом и воевать толкает.

А испуганный президент Михаил Саакашвили, прикрытый своими телохранителями, — картина сильная. Образ времени. Боятся шальных пуль и снарядов сильные президенты маленьких стран. И ничего тут не поделаешь. Стратегия и политика — это одно, а жизнь важнее. Вот только своя. А не других.

Обсудить публикацию

Другие публикации автора