Итоги-2023 / Прогнозы-2024

В 2032 году Минск смог избежать включения в санкционные пакеты, приуроченные к первой годовщине начала российской войны против Украины. У западных стран по-прежнему отсутствовал консенсус по этому поводу. Беларусская сторона успешно спекулировала на противоречиях и коммерческих интересах западных стран, особенно касающихся продовольственной безопасности. Однако последующие эсклационные действия Минска, включая продолжающийся миграционный кризис, размещение российского ядерного оружия и пр. дали почву для распространения на Беларусь новых пакетов ограничений. Сигналы Минска о готовности вступить в торг и диалог без предварительных условий, но с признание сложившегося стсатус-кво были ожидаемо проигнорированы Западом.

В начале минувшего года беларусский режим сумел избежать включения в 10-й пакет западных санкций против России за соучастие в российской агрессии против Украины, приуроченный к годовщине начала войны. ЕС не смог согласовать новые ограничения из-за отсутствия консенсуса по поводу рестрикций в отношении беларуского калийного сектора. Более того, Еврокомиссия даже рассматривала вариант снятия санкций с беларусских удобрений. Инициаторами разработки специального регламента выступили Бельгия, Нидерланды, Франция, Италия, Португалия, а их работу курировал офис главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Основной политической задачей было обеспечение продовольственной безопасности стран-членов ЕС и так называемого Глобального Юга. Основной технической задачей виделось снятие ограничений на импорт в ЕС, а также снятие всех препятствий для свободного транзита через ЕС в третьи страны. Украина также внесла свою лепту в исключение Беларуси из нового санкционного пакета.

Однако после объявления в марте Владимиром Путиным планов размещения тактического ядерного оружия (ТЯО) в Беларуси Запад получил дополнительный аргумент для наращивания санкционного давления на беларусский режим. В авангарде разработки новых ограничений стояла Польша, которая вела переговоры с европейскими лидерами о том, как структурировать 11-й пакет санкций. Однако и тут возникли сложности. Санкции продолжали блокировать некоторые страны Западной Европы. Они по-прежнему выступали за то, чтобы введение новых рестрикций в отношении Минска сопровождалось ослаблением ограничений на экспорт калийных удобрений. Польша и страны Балтии выступали против такого варианта.

Кроме того, беларуский режим успешно использовал свои контакты с Венгрией для сдерживания более жесткого санкционного подхода со стороны ЕС в надежде на подрыв внутриевропейского консенсуса. Для этого Минск предлагает Будапешту углубить торгово-экономическое сотрудничество. Будапешт оправдывал свою позицию необходимостью держать каналы коммуникаций с Минском открытыми и убедить беларусскую сторону предпринять все возможное для предупреждения расширения российско-украинской войны.

В итоге в 11-й пакет санкций ЕС, принятый в июне, были включены только председатель Госкомвоенпрома Беларуси Дмитрий Пантус (за производство оружия для нужд российской армии) и начальник БелЖД Владимир Михайлов (за транспортировку российского военного персонала и грузов).

Вторая половина года отметилась новой динамикой санкционного давления из-за эскалационных действий беларуской стороны. Западные страны подчеркивали, что режим Лукашенко является угрозой международной и региональной безопасности, в том числе из-за соучастия в агрессии РФ против Украины в связи с размещением российских войск и ядерных боеголовок на территории страны, развёртыванием наемников «Вагнер», их дестабилизирующим влиянием в регионе и риском, который они представляют для суверенитета Беларуси. Польша и страны Балтии даже стали рассматривать вариант полной логистической блокады в случае провокаций и инцидентов на границе с беларуской стороны.

Уже к концу июля ЕС принял более существенные санкции в отношении беларуского режима. Вопреки ожиданиям, новый пакет не предусматривает исключений и послаблений для беларуских калийных удобрений. Значительная часть ограничений касалась мер, предотвращающих обход санкций против РФ через Беларусь. Изменения также синхронизировали санкции, наложенные на Беларусь, с запретами в отношении России. В новом санкционном пакете оказались 38 физических лиц и три предприятия (ОАО «Минский электротехнический завод», ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга „БМК“, „Белнефтехим“).

Очередная годовщина протестов и последовавшего за ними политического кризиса в августе 2020 года стала поводом для артикуляции западными странами отношения к режиму и беларусскому обществу. Западные страны выразили приверженность дальнейшему давлению на режим Лукашенко, поддержке людей, а также европейскому и демократическому будущему Беларуси. ЕС призывал беларуские власти вступить в подлинный и инклюзивный диалог со всеми слоями общества, который вёл бы к свободным и справедливым выборам. Брюссель также подтверждал обязательства помочь Беларуси стабилизировать экономику и реформировать институты при переходе к демократии.

Призывы беларусского правителя вступить в диалог на его условиях (без каких-либо уступок) были ожидаемо проигнорированы. Вместо этого западные страны усилили санкционное давление. В рамках синхронизации санкций с ЕС собственные ограничения против Беларуси ввели США, Канада, Великобритания. Технологическое эмбарго, направленное на снижение потенциала ВПК Беларуси и России, ввели страны Азиатско-тихоокеанского региона, включая Корею и Японию.

В ответ на это Минск подготовил новые контрмеры. Был принят целый ряд решений: перечень недружественных стран и ограничения для инвесторов из них, ограничения по технологическому импорту, ограничения по целой гамме продовольственных товаров, ограничения въезда польских прицепов и полуприцепов на территорию Беларуси (как ответная мера на последние санкционные решения Варшавы в отношении Минска). Главным же ответом стала переориентация внешней политики Беларуси на страны «дальней дуги» — Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Однако Минск по-прежнему принципиально не отказывался от идеи торга с Западом. На фоне наступления неблагоприятных погодных условий Лукашенко даже выразил готовность остановить миграционное давление на страны Балтии и Польшу в обмен на восстановление финансирования соответствующих программ со стороны ЕС. Он также продемонстрировал готовность начать торг политическими заключенными на определенных условиях. Режим требовал от стран Запада отказаться от давления на Беларусь и признать статус-кво, сложившийся после внутреннего политического кризиса-2020 и начала российско-украинской войны-2022. Соседним странам Лукашенко предлагал вернуться к прагматическим торгово-экономическим отношениям. Кроме того, режим выразил готовность выступить с посреднической миссией по урегулированию российско-украинского конфликта, способствовать глобальной продовольственной безопасности и разработать концептуальные основы новой архитектуры безопасности в Европе и Евразии в «духе Хельсинки и Сан-Франциско».

Западные страны ожидаемо проигнорировали призывы Минска к началу диалога и восстановления прагматического сотрудничества без предварительных условий. Вслед за европейскими столицами Вашингтон сформулировал эти условия. В частности, это освобождение всех политических заключенных, сворачивание репрессий против беларусского народа и прекращения соучастия в войне России против Украины. При этом освобождение политзаключенных будет отправной точкой дальнейших дискуссий о развитии отношений с Беларусью. Однако, западные страны так и не получили необходимых сигналов от режима Лукашенко о готовности к таким переговорам. Реальное отношение мирового сообщества к миротворческим глобальным инициативам Минска продемонстрировало поражение Беларуси на выборах в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена в пользу Словении, получившей 153 голоса против 38.

К концу года ЕС принял 12-й пакет санкций против России и Беларуси, в который вошли 12 беларуских чиновников — представителей государственного военно-промышленного комитета, вооруженных сил, Минобороны, Следственного комитета и «Белаэронавигации». Основные ограничения были направлены на предотвращение обхода санкций и усиление технологического эмбарго, введенных предыдущими пакетами.

Таким образом, санкционные режима против России и Беларуси начали синхронизироваться. К концу года западные страны обеспокоились фактом «ползучей аннексии» Беларуси со стороны РФ, однако, дальше деклараций с выражением озабоченности дело не пошло, несмотря на признание стратегического значения свободной и демократической Беларуси для евроатлантической безопасности.

Прогнозы: