Умер легендарный глашатай экономической свободы и монетаризма — Милтон Фридмен. Еще в 40-е годы прошлого столетия он возглавил в теоретической науке движение против кейнсианской ортодоксии. Его имя связано с так называемой «чикагской школой» теоретической экономики, общепризнанным главой которой он был. Другими видными представителями этой школы являются Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер.

Чикагская школа развенчала миф о важности участия государства в экономике, миф о полезности и целесообразности государственного вмешательства в экономические процессы. По вопросам форм и методов государственного регулирования экономики, теории денег, спроса, ценообразования, экономических циклов, занятости чикагская школа занимала антикейнсианские позиции и представляла неоклассическое направление в современной политической экономии. Ее методология основывается на концепции предельной производительности факторов производства и предельной полезности теории.

Милтон Фридмен подверг жесткой критике кейнсианские методы финансового регулирования развития экономики посредством налогов и увеличения государственных расходов. Согласно его воззрениям, лишь в условиях системы частной собственности и свободного предпринимательства достижимы рациональные формы хозяйствования и экономической эффективности. За заслуги перед экономической наукой ему в 1976 году была присуждена Нобелевская премия.

Главным исследованием Милтона Фридмена считается работа «Теория функции потребления» («A Theory of the Consumption Function»), изданная в 1957 году. В ней он, в частности, рассматривал зависимость сбережений домашних хозяйств от уровней доходов. Не отрицая зависимости роста уровня сбережений от ожидаемого роста постоянного дохода, он пришел к выводу, что на временные колебания дохода индивид не реагирует. Из этого следовал глобальный вывод, что управлять экономическим ростом через потребление вряд ли возможно. Экономика не имеет тенденции к застою из-за недопотребления, как считалось апологетами марксизма, а затем Кейнсом и его последователями. Эффективно управлять экономическим ростом через потребление невозможно. Эмиссионное закачивание денег в экономику вначале стимулирует развитие производства и доходов, однако всегда заканчивается ростом цен, инфляцией и углублением экономического кризиса.

Фридмен был убежденным сторонником частной собственности, конкуренции и свободных рынков, которые обеспечивают большую эффективность экономики, чем государство. Он считал, что свобода предпринимательства, механизм рынка могут обеспечить нормальный ход воспроизводства без широкого вмешательства государства в экономику. Фридмен являлся разработчиком монетарной теории национального дохода и ведущим теоретиком новой количественной теории, важнейшим аспектом которой стала предложенная им теория спроса на деньги.

Центральное звено доктрины монетаризма — функция спроса на деньги, на основе которой сделан вывод о пропорциональности между ростом денежной массы и инфляцией. Она основана на принципе, что спрос на деньги отдельного лица ограничен суммой имеющихся у него «ресурсов», и определяется посредством уравнения на пределе выгоды, получаемой от запаса денег, и дохода, приносимого альтернативными активами. Причины роста цен Фридмен видел в избыточном предложении денег вследствие дефицитного финансирования по кейнсианским методам регулирования экономики. Здоровье и стабильность экономики, по Фридмену, определяется размерами денежной массы, количеством денег в обороте, а не государством, манипулирующим налогами и государственными расходами. Только рыночные механизмы обеспечивают эффективное функционирование экономики в длительной перспективе. Экономические кризисы вызываются ошибками государства в экономической политике, нарушениями в денежно-кредитной сфере. Главным инструментом регулирования, воздействия на экономику является варьирование размерами денежной массы.

Милтон Фридмен также подверг аргументированной критике кейнсианскую трактовку «кривой Филипса», согласно которой чем выше инфляция, тем меньше безработица. Такое развитие возможно лишь на начальном этапе роста инфляции. В последующем, как только агенты рынка учитывают в своем поведении рост цен, восстанавливается прежний уровень безработицы. Государство с помощью увеличения государственных расходов не способно достичь высокого уровня занятости. Он выдвинул идею «естественного уровня безработицы», который фиксирован условиями рынка рабочей силы и не может быть изменен мерами правительственной политики. Если правительство прилагает усилия для поддержания занятости выше ее естественного уровня с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов нагнетания спроса, то последующая инфляция обусловит сугубо кратковременный эффект этих мероприятий. Конечным результатом будет рост цен при сохранении первоначального уровня производства и занятости.

Своими научными трудами Фридмен объяснил научной и политической общественности, почему кейнсианское макроэкономическое регулирование, поначалу давшее определенные положительные результаты, в последующем оказалось несостоятельным. На широкую общественность заметное влияние оказала его книга «Свобода выбирать», написанная в 1980 году вместе с женой Роз, в последующем превращенная в телевизионную серию.

Милтон Фридмен был искренним и горячим апологетом свободы. Он выступал защитником неотъемлемых атрибутов свободы личности и предпринимательства — частной собственности и свободных рынков. Экономика, говорил он, — только средство, цель — свобода. Он неоднократно утверждал, что был бы за капитализм и свободное предпринимательство, даже если бы они не гарантировали большую экономическую эффективность в сравнении с государственной экономикой. Так как последние обеспечивают свободу личности, оказывают благотворное влияние на общество.

Фридмен сыграл большую роль в формировании антиинфляционной политики, в утверждении принципа свободной торговли, в разрушении мифа о справедливости социалистического государства. Его вклад в распространение в мире экономического либерализма, особенно в Европе, особенно на постсоциалистическом пространстве, бесспорен.

Разумеется, преобразования бывшей советской экономики по Фридмену требовало учета того факта, что у нас отсутствовали рыночные институциональные структуры. И что важнейшим вопросом реформы экономики в духе неолиберализма был вопрос приватизации государственной собственности и природных ресурсов. Однако, сегодня это очевидно, в России и Украине, в меньшей мере — в других постсоветских странах, эта проблема не была в должной мере проработана, что привело к неправомерному появлению на рынке олигархических структур, повлекшему определенную дискредитацию в общественном сознании идеи рынка и свободы.

Значение Фридмена для экономической философии, несмотря на то, что его научные рекомендации нигде так и не были в чистом виде реализованы, и несмотря на ряд негативных явлений в постсоветских странах, состоит прежде всего в том, что повсеместно изменился антиинфляционный климат и пришло признание важности монетарной политики в духе Фридмена. Сегодня эту политику в государствах проводят автономные от политических структур центральные банки, имеющие, так сказать, врожденную склонность к монетаризму. Не без влияния этой исторической личности сегодня мир движется в направлении свободной торговли. И, наконец, общественные представления об определяющей роли государства, а не рынка, существенно подорваны.