Будущий год в Беларуси объявлен Годом качества: качественно работать заставят даже тех, кто этого не желает. Лейтмотивом годовой кампании, как следует из заявлений Александра Лукашенко, станет борьба с коррупцией во всех ее проявлениях.

Для тех, кто не знал или забыл, напомним, что 2023-й был объявлен Годом мира и созидания — и Беларусь получила на своей территории российское ТЯО. 2021 прошел под знаком народного единства — то есть углубляющегося раскола нации и массовых репрессий в отношении инакомыслящих. В 2020-м, который был упакован в трехлетку (2018-2020) и считался Годом малой родины, стартовала массовая миграция из страны политического актива, организаций гражданского общества и «нелояльного» бизнеса.

Нет необходимости ходить к гадалке: наступающий 2024-й станет годом производственных кризисов, разнообразных технических неполадок, и, конечно, громких и масштабных антикоррупционных дел в различных отраслях национальной экономики. Все это — на фоне электоральной кампании, признанной обновить парламент и местные советы. В принципе антикоррупционная кампания уже в разгаре, напоминает Ольга Тесакова.

Недавно был освобожден от занимаемой должности помощник президента — инспектор по Витебской области Игорь Брыло. Формулировка согласно указу: «в связи с совершением проступка, несовместимого с нахождением на государственной гражданской службе». В качестве смотрящего по Витебской области И. Брыло проработал лишь четыре месяца, до этого он занимал пост министра сельского хозяйства. 22 ноября он был задержан сотрудниками КГБ — предположительно в связи с «молочным делом», по которому проходит еще 15 фигурантов включая директоров нескольких молокозаводов.

Подробностей по данному делу немного, но несложно предположить, что смысл его практически идентичен прежнему «сахарному делу» — коррупция и махинации при продаже молочных продуктов в Россию.

Во время поездки в Гомельскую область 17 ноября Лукашенко жестко пообещал, что не намерен церемониться с коррупционерами — жуликов, воров и проходимцев ждет участь молочников. В ходе упомянутого же турне он также анонсировал масштабный «разбор полетов» в Белкоопсоюзе, уступающим свои позиции частной торговле. «Я вижу, что необходимо ввести строгую воинскую дисциплину, как это было в Бресте и Гродно», — предупредил он. Основанием послужили жалобы местных жителей на скудный ассортимент товаров в сельских магазинах, обслуживаемых потребительским предприятием.

Шухер в потребкооперации запланирован на начало 2024 года; в его ожидании Белкоопсоюз на всякий случай объявил о запуске единого интернет-магазина — запоздалая мера, если ее рассматривать в ракурсе многолетней динамики. За последние восемь лет удельный вес Белкоопсоюза в розничном товарообороте внутри страны упал вдвое и составил меньше 4%, хотя некогда доходил до 30%. По словам премьера Головченко, «ниже плановых значений сложились все показатели соцэкономразвития на 2023 год». Такое положение вещей не преобразуется в чистый плюс для частной торговли на селе, которой Лукашенко на всякий случай тоже пригрозил усилением контроля.

«Наведение порядка», как нетрудно предположить, затронет не только пищепром и торговлю, но и связанные отрасли, прежде всего АПК. Недаром во время посещения артиллерийской базы в Гомеле 17 ноября военные подарили Лукашенко гранатомет. Статс-секретарь Совета безопасности Александр Вольфавич разъяснил смысл этого подарка: «Любой директор колхоза будет работать в три раза лучше».

***

Лукашенко с этого начинал, и к этому удачному (в его понимании) опыту периодически возвращается. Громкие дела и аресты по антикоррупционным статьям, напоминают аналитики Belarus in Focus, всплывают в публичном пространстве на протяжении всего периода его почти тридцатилетнего пребывания у власти. В ходе первой избирательной кампании 1994 года тема борьбы с коррупцией позволила Лукашенко завоевать общественную поддержку и стать первым президентом страны. С тех пор он регулярно возвращается к антикоррупционной теме — в частности для того, чтобы поддержать свой рейтинг среди населения.

Критика функционеров позволяет Лукашенко дистанцироваться от наиболее непопулярных региональных лидеров и руководителей госсектора, или же напротив — от наиболее амбициозных и честолюбивых.

Кроме того, антикоррупционное преследование позволяет Лукашенко обновить руководство регионами и госкомпаниями. Уголовные дела являются частью процесса ротации правящего класса и работы социальных лифтов в ситуации, когда избирательный механизм полностью заблокирован масштабными фальсификациями.

Наконец, в ситуации сокращения ресурсов силовики и контролеры оказывают существенное влияние на перераспределение ресурсов, экспроприации и пополнение бюджета. Например, в 2024 году чиновники планируют собрать рекордные суммы штрафов с населения и бизнеса.


У «антикоррупционных» обновлений и ротаций, однако, имеются свои физические пределы. Поэтому чиновники, осужденные по обвинениям в борьбе с коррупцией, часто возвращаются на руководящие должности после тюремного заключения. Например, Лукашенко помиловал директора Горадейского сахарного завода, приговоренного в 2021 году к 13 годам лишения свободы, и выделил ему должность руководителя сельхозпредприятия в одном из регионов.

Численность занятых в экономике, между тем, продолжает сокращаться, дефицит кадров увеличивается, а бизнес все менее активно создает новые рабочие места. Власти пытаются переломить эту тенденцию разными способами. «Минский тракторный завод», например, пообещал выплатить работникам BYN 500, если они приведут на предприятие новых сотрудников. Лукашенко в очередной раз призвал «беженцев» вернуться на родину через созданную правительством комиссию по возвращению уехавших.