В четверг (9 ноября) в Вильнюсе состоялась презентация материалов исследования беларусского образования за период с 2020 по 2023гг. Исследование проводилось в рамках проекта «Восьминог» по шести тематическим направлениям:

В силу специфики проекта «Восьминог» основной акцент был сделан на среднем образовании (МСКО 1-3). В этой серии публикаций мы познакомим вас с наиболее важными тезисами исследования в лаконичной, простой и доступной форме. Первая публикация будет посвящена «Анализу секторальных исследований системы образования Республики Беларусь в 2020–2023 гг.».

«Архипелаг исследовательских миров» и знаний об образовании

Исследования в сфере образования осуществляются государственными организациями (Белстат, РИВШ, ГИАЦ, НИО), международными организациями (Всемирный банк, ООН), негосударственными ThinkTanks, независимыми исследовательскими инициативами и образовательными организациями (например, Eduexpert, Летучий университет), а также исследователями-пассионариями.

При этом в Беларуси нет исследовательской институции, которая бы: 1) специализировалась непосредственно на комплексных исследованиях в сфере образования, 2) обладала кредитом доверия для большинства представителей экспертного сообщества и 3) имела устойчивую репутацию надёжного источника данных и основанных на них знаний об образовании. В глазах одной группы исследователей все знания о системе образования Беларуси, произведённые другой группой исследователей, имеют недостоверный характер, что не позволяет достичь базового консенсуса между исследовательскими субсообществами.

В результате сложился некий «архипелаг исследовательских миров», в каждом из которых есть свои «очевидности», критерии научности и валидности, свои авторитеты и процедуры признания. При этом за период с 2020 по 2023 гг. усилился тренд «расхождения исследовательских миров» по линии «внутристрановые государственные» / «диаспоральные негосударственые».

Если до 2020 г. взаимное групповое недоверие частично восстанавливалось личными контактами и проведением совместных мероприятий (конференций, круглых столов и пр.), то после 2020 г. разделение сообществ радикализировалось, а контакты с представителями «диаспоральных негосударственных» сообществ, многие из которых имеют статус «экстремистских», стали содержать недопустимую экзистенциальную угрозу для представителей государственных учреждений, находящихся внутри страны.

Авторы отмечают острый дефицит долговременных (лонгитюдных) исследований, необходимых для понимания динамики развития системы образования, а также исследований, основанных на вариативной методологии. Подавляющее большинство государственных и негосударственных исследований имеют разовый характер и не позволяют увидеть систему образования с разных сторон, в динамике развития, а также во взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии как с другими элементами системы образования, так и с элементами внешних для неё систем (экономики, общества и культуры).

Дисфункция государственных институтов, разрыв в коммуникации и повышенная политизация

Эта ситуация обусловлена, прежде всего, закрытостью государственных организаций и институтов, которые, являясь монополистами в проведении количественных исследований и получении исходных данных, скрывают их от общественности. Яркий пример — исчезновение с вебсайта Национального статистического комитета РБ статистического издания «Образование в Республике Беларусь», который аккумулирует все наиболее важные статистические данные. Последнее издание датируется 2021 годом с данными за 2020 год.

Есть ощущение, что начавшаяся после политического кризиса 2020 г. делигитимация, дискредитация и дисфункционализация государственных институтов (института президента, правоохранительных органов, правосудия, таможенных служб, гражданской авиации и МИДа), постепенно проникает в исследовательские институты, статистические службы и образовательные учреждения.

Исход из страны подавляющего большинства международных организаций стал причиной приостановления уже начатых и отсутствия новых исследований международными экспертами по интернационально признанным методикам.

Тотальная зачистка НГО, их массовый исход из страны и не прекращающиеся репрессии в адрес оставшихся в стране независимых исследователей стали причиной приостановки деятельности большинства негосударственных ThinkTanks, независимых исследовательских инициатив и образовательных организаций (на этом фоне выделяется исследование Eduexpert 2022/2023гг.). При этом, за исключением Общественного болонского комитета, сфокусированного на высшем образовании, среди нескольких десятков беларусских ThinkTank, нет ни одной, которая бы специализировалась на образовании или рассматривала его в качестве приоритетного предмета исследований.

Для большинства негосударственных организаций образование — побочный (второстепенный) предмет наряду с основным (например, с экономикой у BEROC, с медициной у EAST Center или с политической жизнью у Цэнтра новых ідэй). Несмотря на некоторое оживление деятельности НГО в сфере образования за последние 1,5 года, коммуникация между представителями экспертных сообществ за пределами страны по-прежнему не налажена должным образом, а публичный доступ к полнотекстовым версиям негосударственных исследований затруднён.

Как для государственного, так и для негосударственных исследований характерно существенное повышение политизации, которая имеет как свои положительные (формирование новой исследовательской оптики с акцентом на образовательной политике), так и отрицательные стороны (рост политически декларативных документов под эгидой исследований).

Горизонт и характер знаний об образовании в Беларуси

Из всех уровней образования меньше всего исследований по дошкольному образованию, которым охвачено более 90% детей от 1 до 6 лет (378,2 тыс. обучающихся). Самым неохваченным и неизученным является образование взрослых с охватом граждан РБ от 25 до 64 лет менее 15% (для сравнения — в Европе и США этот показатель составляет более 50%). Немного более изученным является профессионально-техническое и среднее специальное образование, на котором в 2022/2023 уч. г. обучалось 169,4 тыс. человек. Львиная доля исследований посвящена среднему и высшему образованию (с 1 млн 85,6 тыс. и 238,6 тыс. обучающихся соответственно).

В исследованиях больше всего критики в адрес высшего образования. Несмотря на все неудовлетворённости и вызовы, большинство опрошенных исследователей, учителей и учеников склоняются к умеренно позитивным оценкам среднего образования.

Продолжение следует