Текущий, 2013-й год обещает быть довольно трудным для белорусской экономики. При этом уже сейчас очевидно, что белорусская власть попытается бороться с этими трудностями отнюдь не реформами, но привычными административными методами: «закручивая гайки» субъектам хозяйствования и «выбивая» деньги из простых обывателей, а также лишая их даже небольших льгот.

Говорить о причинах и характере экономических трудностей, пожалуй, не стоит — сказано об этом уже много и добавить к этому почти нечего. Намного более интересным представляется анализ реакции властей на эти трудности. Впрочем, если взглянуть на телеэкраны, то для апокалипсических настроений вроде как и нет оснований… Государственные мужи бодро рапортуют о минувших свершениях и грядущих успехах, аффилированные с правительством лидеры предпринимательских объединений деловито рассуждают об экономической либерализации и собственной роли в этом процессе… Но, сами понимаете, верить официальной пропаганде в нашей стране дело не просто неблагодарное, но и чрезвычайно глупое.

Наверное, и сами государственные мужи не верят собственным словам. Во всяком случае мечущееся белорусское государство напоминают отнюдь не благополучного миллионера, а скорее банкрота, стремящегося вытрясти последнюю заначку.

Текущий год начался с подорожаний. Совсем недавно подорожали свет и газ. Разумеется, подорожания эти власть замаскировала под введение неких дифференцированных тарифов в целях побудить граждан экономить. Но предлагаемые нормы столь малы, что уложиться в них сможет разве что абсолютный аскет, а остальным гражданам придется выкладывать за весьма относительный комфорт большие суммы.

Немного ранее подорожали услуги связи за счет введения на них двадцатипроцентного налога на добавленную стоимость и автомобильное топливо. Причем, подорожание топлива ударит не только по владельцам автомобилей, но и по всем обывателям, как удорожанием стоимости проезда, так и ростом цен на остальные товары — ведь в этих ценах есть и транспортная составляющая.

Продукты питания дорожают постоянно. А ведь продовольствие и коммунальные услуги являются товарами и услугами первой необходимости — человек в любом случае вынужден что-то есть и где-то жить, сколь бы это ни стоило.

Но не только населению достается от белорусской власти. Можно с уверенностью сказать, что в будущем году усилится давление на бизнес с целью получить от него как можно больше денег в бюджет.

К инструментам такого давления следует отнести президентский указ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», вступивший в силу 1 января 2013 года. Документ формально направлен на борьбу с лжепредпринимательскими структурами, но реальные проблемы он создаст вполне добросовестным субъектам хозяйствования.

Нормативный акт предполагает создание реестра субъектов хозяйствования с повышенным риском. Внесение сведений в него осуществляется в административном, то есть во внесудебном порядке. И это создаст большие сложности для деловых людей. На субъекты хозяйствования возлагается обязанность проводить предварительную проверку своих партнеров по сделкам. Мало того что это чрезвычайно неудобно и обременительно, так еще и сделки с субъектами хозяйствования, внесенными в реестр, повлекут негативные налоговые последствия. Указ фактически предоставляет право контролирующим органам во внесудебном порядке признавать сделки недействительными, поэтому речь идет о привлечении к ответственности, причем без решения суда и на основании одних только подозрений.

Отметим впрочем, что пока в упомянутом реестре около двух сотен субъектов хозяйствования, но их число постоянно прибывает.

Еще один нормативный акт, декрет президента № 2, утвердивший новый порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования оставляет двоякое впечатление.

Декрет сохраняет так называемый заявительный характер процедуры регистрации. Упрощается также ряд второстепенных процедур.

В частности, декрет решает вопрос, связанный с формированием уставного фонда, который для большинства коммерческих организаций может быть теперь сформирован в течение года с момента регистрации. В результате устраняются некоторые бюрократические издержки, связанные с обязанностью открытия временного счета для формирования уставного фонда. Также отпадает необходимость во внесении взносов к моменту регистрации.

В то же время, документ создает дополнительные проблемы для хозяйствующих субъектов. Например, увеличено количество оснований для отказа в регистрации субъекта хозяйствования. Кроме того, появляются дополнительные возможности по привлечению к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей юридических лиц при ликвидации субъекта хозяйствования. Такая ответственность, например, наступает в том случае, если председатель ликвидационной комиссии, учредитель либо руководитель не обратились вовремя с заявлением о банкротстве и провели ликвидацию. В этом случае они будут вынуждены оплатить долги ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Кроме того, вводится дополнительный запрет для руководителя либо учредителя юрлица быть ликвидатором либо председателем ликвидационной комиссии в том случае, если предприятие имеет долги.

В целом анализ документа не позволяет говорить о существенной либерализации в сфере регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования: изменения не столь серьезные, более того, ряд из них усложнит их деятельность.

Возможно, в текущем году появится нормативный акт о представителях государства в хозяйственных обществах без государственной доли, проект которого обсуждался в уходящем году. Если это произойдет, то возродится пресловутая «золотая акция» отмененная несколько лет назад. И государство опять получит рычаги влияния на частные кампании. Хотя, по большому счету, оно никогда их и не утрачивало. А в прошлом году президент неоднократно демонстрировал как он может без лишних формальностей «экспроприировать» акции и другую частную собственность.

Не стоит забывать и том, что много в нашей стране определяется не только и не столько нормативными актами, сколько неформальными указаниями. Например, в беседах с предпринимателями сотрудники налоговых органах практически открыто говорят о неком указании «зачистить» субъекты хозяйствования, которые не платят в бюджет или платят слишком мало. Пока налоговики практикуют только беседы, предлагаю владельцам таких бизнесов самоликвидироваться, но что будет дальше не известно. Вполне может быть, что в дело вступит упомянутый выше реестр лжепредпринимательских организаций.

Подобных примеров «закручивания гаек» можно привести множество, но в справедливости ради следует сказать и о хорошем. Если верить официальным источникам, с 1 января 2013 года в нашей стране снижена налоговая нагрузка. Например, при упрощенной системе налогообложения ставки налогов с выручки снизилась на 2 процентных пункта, а предельный размер выручки, позволяющий применять УСН возрос. Понятное дело, отдельным предпринимателям это упростит жизнь.

Но все эти ложки меда отнюдь не делают светлее ту бочку дегтя, которую представляет из себя наша экономическая система.

Общая тенденция вырисовывается неутешительная: государство готово идти на локальные и весьма мелкие уступки, но в целом готово только усиливать контроль. Причем, чем хуже ситуация в экономике, тем больше будут затянуты гайки, тем чаще государство будет прибегать к административным методам. А учитывая, что ситуация в 2013 году будет очень и очень не простой, использовать любимый инструмент — дубинку — власть будет весьма часто и охотно, говоря при этом об экономических реформах.