Белорусский спорт в уходящем году оставил контрастные впечатления. На фоне безусловной системной деградации наблюдалось яркое свечение звезд мирового спорта Виктории Азаренко и Максима Мирного, Александры Герасимени и Дарьи Домрачевой, Сергея Рутенко и Сергея Мартынова. Впрочем, это похоже и на состояние белорусской экономики.

12 — взяли, 13 — нет

Главное событие — Олимпийские игры в Лондоне — прошли для белорусов в состоянии напряженного ожидания и непрестанных арифметических подсчетов. В наши головы за многие годы прочно вбит постулат о 25 олимпийских медалях, которые якобы обязаны завоевать белорусские спортсмены. Не будь этого психологического барьера, 12 призов Лондона смотрелись бы вполне презентабельно. В конце концов, 26-е место в неофициальном медальном зачете для небольшой Беларуси — тоже достижение. Хотя в суверенной истории страны это худший показатель. В Пекине-2008 было 19 медалей.

Наши звезды светили ярко. Виктория Азаренко, хоть и не сумела переиграть Серену Уильямс, но индивидуальная бронза и золото в турнире микстов, добытое вместе с Максом Мирным, дорогого стоят! Тем более, что за финалом в смешанном разряде наверняка наблюдало немало англичан: против белорусов сражались хозяева корта — новоиспеченный победитель мужского турнира Энди Маррей и восходящая звезда Лора Робсон.

Резонансным получилось и выступление пловчихи Герасимени: Саша была дважды второй в самых популярных дисциплинах — 50 и 100 метров кролем. А стрелок Сергей Мартынов выиграл не только высококонкурентную стрельбу лежа из «мелкашки», но и установил один из 25 мировых рекордов лондонской Олимпиады.

Однако все эти великолепные достижения жирно перечеркнул допинговый прокол единственной белорусской медалистки в легкой атлетике Надежды Остапчук, о котором стало известно на следующий день после закрытия Олимпиады. Сообщения об этом соседствовали в СМИ с информацией о красочном завершении игр. Скандал оказался многократно усилен отказом спортсменки и ее тренера Ефимова признать очевидное. После месячной паузы он заявил, будто сам подмешал допинг в кофе подопечной за несколько дней до отъезда в Лондон.

Разборки

Постолимпийские разборки проходили в несколько этапов. Вначале президент Александр Лукашенко наградил орденами и медалями отличившихся в Лондоне. В их числе была и Остапчук. Позже президент отдал распоряжение сменить руководителей спортивных федераций в тех видах спорта, которые на Олимпийских играх не дали ожидаемого результата. Выполнялось это в худших «вертикальных» традициях. Делегаты (функционеры и тренеры) изо всех регионов съезжались в столицу, где им представляли безальтернативного кандидата от власти. Они молча, без обсуждения поднимали руки «за», выслушивали дежурное обращение новоиспеченного лидера и разъезжались по домам после получаса «напряженной» работы.

Вслед за тем министр спорта и туризма Олег Качан и вице-президент НОКа, он же помощник президента по вопросам физкультуры, спорта и туризма Игорь Заичков объехали многие спортивные учреждения и базы, пытаясь понять, кто виноват и в чем причина провала? 5 сентября они провели совместную коллегию Минспорта и НОКа, на которой руководящий дуэт устроил подчиненным допрос с пристрастием. Там же Качан зачитал «черный список», в котором было более 70 фамилий: начальники областных управлений спорта и туризма, директора республиканских центров олимпийской подготовки, государственные тренеры по видам спорта, главные и старшие тренеры национальных команд… За небольшим исключением, реестр был составлен справедливо. Однако многих кандидатов на вылет следовало сменить еще в начале олимпийского цикла. Качан же и Заичков либо не понимали этого, либо не хотели делать это из своих соображений…

В итоге, кого-то уволили, с кем-то не продлили контракт. Олимпийское собрание, которое должно было подвести окончательные итоги, перенесли на месяц. Оно состоялось 26 октября. Там и полетели наиболее важные головы. Лукашенко, который является и президентом Национального олимпийского комитета, заявил, что не снимает с себя вины за происшедшее в Лондоне. Затем он обвинил Качана, Заичкова и еще двух вице-президентов НОКа — Сергея Тетерина и Геннадия Алексеенко в безответственности и в том, что они всю вину переложили на плечи подчиненных.

Смена караула произошла в считанные дни. Министром спорта назначили замминистра по чрезвычайным ситуациям генерал-майора Александра Шамко, помощником президента — дипломата Владимира Рыженкова, первым вице-президентом НОКа стал генерал-майор Игорь Рачковский, до недавнего времени возглавлявший государственный Погранкомитет Беларуси. Он утратил военную должность после нашумевшей истории с пролетом шведского самолета и «плюшевым десантом». Шамко и Рачковскому — по 44 года, чуть моложе — Рыженков, сын первого министра спорта суверенной Беларуси.

Новые руководители рьяно взялись за дело. Сейчас они в спешном порядке рассматривают кадровые вопросы и на ходу пытаются вникнуть в новое для себя дело. Ни один из них, как и вице-премьер Анатолий Тозик, которому президент публично поручил курировать спорт, прежде с этой отраслью профессионально не сталкивались.

Допинговые скандалы

Их было довольно много, причем самые громкие еще не завершены. Надежду Остапчук, хоть и лишили олимпийского золота, но расследование по ее делу продолжается. Дело в том, что Международный олимпийский комитет (МОК) и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) решили выборочно перепроверить допинг-пробы афинской Олимпиады-2004, которые подлежали уничтожению после 8-летнего хранения. Причиной стало появление новых методик обнаружения запрещенных препаратов. В итоге четверо легкоатлетов — украинец Юрий Белоног, россиянка Светлана Кривелева (оба — толкатели ядпа) и белорусы Иван Тихон (метание молота) и Ирина Ятченко (метание диска) уличены в использовании допинга. После почти полугодичного расследования МОК вынес вердикт: виновны. И отобрал у спортсменов награды, завоеванные 8 лет назад.

Теперь идет разбирательство по положительным допинг-пробам чемпионата мира-2005 по легкой атлетике. Под ударом — Надежда Остапчук, ставшая тогда чемпионкой, и Вадим Девятовский, выигравший 7 лет назад серебро, а сейчас являющийся депутатом белорусского парламента. Если им не удастся отбить претензии МОКа и ВАДА, оба будут подвергнуты пожизненной дисквалификации, как это произошло недавно с легендарным американским велогонщиком Лэнсом Армстронгом.

Еще весной на чемпионате Европы «залетел» на допинге наш штангист Михаил Авдеев. Бронзовую награду пришлось вернуть.

Счастливые игры

На фоне вышеописанных событий особенно порадовали успехи белорусов в командных видах спорта. Борисовский клуб БАТЭ в третий раз пробился в групповой этап Лиги чемпионов (то есть, в число 32 избранных) и устроил там фурор, победив на старте с одинаковым счетом 3:1 французский «Лилль» (это еще как-то укладывалось в наши представления) и германскую «Баварию». Заметим, баварцы в мае играли в финале Лиги чемпионов и считаются одним из суперклубов. Позже все стало на места: БАТЭ проиграл четырежды с разницей в два-три мяча, но эхо сенсационного успеха еще не улеглось.

Гандбольный клуб «Динамо» (Минск) также пробился в групповой этап аналогичной Лиги. Правда, в ней 24 клуба, а в составе минчан много легионеров из России и Украины.

Мужская сборная Беларуси по гандболу после 17-летнего перерыва во многом благодаря усилиям суперзвезды Сергея Рутенко вышла в финальную стадию чемпионата мира-2013. Также прошли в финальные турниры, но европейского масштаба женская сборная по баскетболу и мужская по волейболу.

Одним из самых весомых достижений белорусского спорта следует считать и неофициальный титул первой ракетки мира, принадлежащий сейчас Виктории Азаренко. Впрочем, за сборную Беларуси в Кубке федераций (аналог Кубка Дэвиса) Вика не играла, и наша команда, с треском проиграв американкам и швейцаркам, выбыла из Мировой группы.

Такие вот контрасты…