Несколько ироничное название статьи отчасти маскирует удовольствие автора от того факта, что этой весной в Беларуси появилось много чего, чем белорусы могут по праву гордиться. В том числе и политмобы. «Мобильные» акции поддерживают в тонусе общество, прессу и органы правопорядка.

Во-первых, и, как минимум, мы имеем дело с важным процессом переосмысления значений общественных событий и переоценкой ценностей: акция с запуском Изображения в космос на воздушных шариках в День Космонавтики, акция с зажжением свеч на Немиге, чёрные шары для инаугурации, очередь в Минском почтамте с целью уплаты коммунальных платежей за палаточный городок, и т. д. Если одной из первых мобильных акций было зажжение свечей на Немиге, и это был действительно траурный момент, когда многие активисты сидели в тюрьмах, то по весне, ко Дню Космонавтики мы имеем комическую акцию — парадоксально, но вполне логично спустя несколько дней нашедшую довольно серьёзные продолжение (чтение Конституции у памятника Дзержинскому, шествие с зажжёнными свечами на Немигу, пикет со свечами у Российского посольства).

Во-вторых, происходит качественный прыжок как в организации, так и в идеологии моб-движения, несомненно, ведущий к увеличению его политической эффективности. Не скрою, сценарий акции в Комсомольском сквере произвел на меня лично довольно комичное впечатление: казалось, что это очередная прикольная фишка. Думаю, что это также казалось весёлым, задорным и задиристым и тем, кто задумал моб. На самом же деле текст пишет автора в той же степени, в которой автор пишет текст: контекст изменяет жанр.

Когда почти три сотни человек одновременно развернули красные книжицы и зашевелили губами, действо обрело пафос воинской присяги. В драматических обстоятельствах возможности провокаций, избиений, проверки личностей сотрудниками КГБ и т. д., это выглядело — и было по факту — торжественным принесением клятвы на верность Новой Республике Беларусь. Совпадение с Вербным Воскресением и католической Пасхой только усиливало впечатление. Это была очень впечатляющая молитва о даровании Новой жизни нашей стране, и одновременно, это было даром свободы родной стране со стороны участников акции. Можно сказать, что первый публичный Урок Свободы состоялся. И он стал очень хорошим уроком — передовая часть общества показала всем, что Свобода сама есть единственное средство достичь Свободы (Джиду Кришнамурти).

На чём хотелось бы ещё остановить внимание — это на шествии с зажженными свечам и стоянии на Немиге. Люди, не скрываясь, шли по тем самым местам, где прошлой весной «боролись» с Климовской революцией. И тогда, и сейчас ставка была одинаковой: требование свободы для всех в обмен на личную свободу. Люди шли мимо городской ратуши, откуда начинался первый митинг оппозиции, люди шли по мосту через Немигу…

Надо признать, что идею намёта удалось весьма эффективно отформатировать под встречное предложение властей: флэшмоберу нельзя предъявить обвинение в участии в несанкционированном митинге. А вот и «адекватная» реакция властей на акцию в День Космонавтики: некоторое количество участников было задержано, поводом для задержания послужили мотивы сходства с опасными преступниками. Бой с тенью, в который вступили органы правопорядка, смехотворен, хотя и не безобиден. Однако не очень эффективен. Проявлением подобной ситуации была акция, вернее, её отсутствие 1 апреля, основной целью и фотоуловом которой было наблюдение за наблюдателем (использую понравившееся название статьи на «Нашем мнении») — когда фотографировали скопившихся с целью «предотвращения» правоохранителей.

Моб-движение знаменуют собой переход от вялотекущей фазы политической жизни в Беларуси к наступательному маршу. Можно сравнить происходящее во время политмобов с действием камеры Вильсона, регистрирующей движение микрочастиц: невидимые невооружённым взглядом частицы оставляют яркие видимые следы, сталкиваясь с частицами перенасыщенного тумана, созданного в камере.

Довольно впечатляющей является творческая полемика по поводу содержания, количества и качества следующих акций, развернувшаяся в Сети: складывается впечатление, что Палаточный городок возвращается в нашу публичную жизнь. Большинство предложений настолько интересно, что хочется аплодировать нашим молодым политмейкерам. Обладая минимумом социализации, будучи ограниченными в ресурсах, они настойчиво и уверенно подталкивают общество к переменам. Просто потому что они этого хотят.

В любом случае, активная политическая жизнь для Беларуси — это то, чего избежать уже не удалось. Это и есть то единственное недвусмысленное послание, которое передают городу и миру флэшмоберы.