? Совет министров РБ постановил, что проекты нормативных правовых актов по развитию предпринимательства в Беларуси перед принятием будут проходить обязательное обсуждение на общественно-консультативных советах. Насколько важна такая мера для предпринимателей? В какой мере уже созданные при госорганах советы представляют интересы белорусского бизнеса?

Сергей Балыкин. Вне всякого сомнения, появление новых площадок для диалога между властью и бизнесом будет полезным как для чиновников, так и для предпринимателей. Впрочем, для последних польза, скорей всего, окажется небольшой и весьма относительной.

В условиях неразвитости гражданского общества и, скажем прямо, государственного абсолютизма в Беларуси любые попытки диалога и дискуссии следует только приветствовать. И даже советы со столь незначительными полномочиями могут если не помочь деловым людям, то хотя бы артикулировать их проблемы.

А полномочия советов весьма и весьма ограничены. В соответствии с Типовым положением об общественно-консультативном (экспертном) совете по развитию предпринимательства эти советы являются не более чем консультативными (экспертными) органами. Проще говоря, они могут не более чем дать совет. Однако советы хороши, только когда их спрашивают. То есть реальное влияние совета и его членов будет определяться желанием власти прислушиваться и наличием политической воли к реформам.

Следует понимать, что у предпринимателей нет никаких рычагов влияния на руководство страны. Поэтому деловые люди неизбежно оказываются в роли просителей перед ликом высоких чиновников. И здесь кроется несколько проблем.

Прежде всего, любое решение совета, любой итог обсуждения, можно легко спустить «на тормозах» и выхолостить на этапах воплощения идеи в конкретный нормативный акт. Так кстати, и происходит теперь. Понятное дело, что ничего хорошего в этом нет и реальной пользы для субъектов хозяйствования от подобных решений немного.

Следует учитывать и еще одно важное обстоятельство. Предпринимательские союзы и на практике не имеют реального влияния, а вот для привлечения членов в свои ряды такое влияние необходимо демонстрировать. Поэтому бизнес-объединениям очень часто приходится выдавать желаемое за действительное и заявлять, что их предложения принимаются, воплощаются в жизнь, что так и было задумано…

Понятное дело, подобная позиция неизбежно выливается в абсолютный или относительный «одобрямс». Разумеется также, что это активно используется официальной пропагандой и самими чиновниками для подтверждения правильности нынешнего курса.

Также проблемой является уровень компетенции предпринимательских лидеров и специалистов бизнес-ассоциаций, которая за редким исключением вызывает серьезные нарекания.

Поэтому можно ожидать, что никаких особых подвижек после появления новых советов не произойдет. Скорей всего, их ждет участь прежних советов — быть своего рода статусными символами и инструментами решения частных проблем для своих членов. Хотя, собственно, а чего еще можно ожидать в современных условиях.