Исследование проблем бедности становится все более актуальным для Беларуси. В течение нескольких лет ситуация в экономике нашей страны оставалась стабильной — во многом благодаря благоприятным внешним условиям. Это позволяло сдерживать рост бедности, не допускать расслоения общества на очень богатых и очень бедных, а также сохранять широкий спектр социальных дотаций, которыми могла пользоваться значительная часть населения. В период с 1999 по 2010 год Беларуси удалось достичь значимых успехов в преодолении бедности, снизив долю абсолютно бедных жителей почти в 10 раз. Однако 2011 год показал, насколько хрупка эта экономическая стабильность. Инфляция и девальвация стали основными причинами того, что всего за год уровень абсолютной бедности в Беларуси вырос более чем вдвое — с 4,7% в четвертом квартале 2010 г. до 10,1% в четвертом квартале 2011 г.

Беларусь — страна с относительно небольшой открытой экономикой. Это означает, что внутренняя ситуация здесь сильно зависит от внешних факторов. А то, что один из ключевых партнеров, Россия, доминирует и во внешней торговле и по объему вложенных инвестиций, усложняет ситуацию. В случае изменения политической ситуации либо возникновения кризиса в России белорусская экономика может оказаться в очень непростой ситуации. Фактором риска является и то, что за последние годы наша страна значительно увеличила свой внешний долг.

С точки зрения проблемы бедности все это означает, что нужно быть готовым к возможности изменения экономической ситуации, создав своего рода подушку безопасности для тех слоев населения, которые могут оказаться за чертой бедности. Для того, чтобы это сделать, необходимо точно знать, кто относится к группе риска, и в соответствии с этим строить систему адресной социальной помощи. Изучению этих вопросов был посвящен пилотный выпуск бюллетеня Исследовательского центра ИПМ «Бедность и социальная интеграция в Беларуси».

Официальная статистика регулярно занимается исследованием бедности, однако при этом использует далеко не все методики, которыми оперируют специалисты в западных странах, в частности, в Евросоюзе. Кроме того, оценка по формальным критериям далеко не всегда является исчерпывающей. В работе Исследовательского центра ИПМ в частности отмечается, что сегодня в нашей стране «минимальная трудовая пенсия и минимальная зарплата устанавливаются на уровне, незначительно превышающем бюджет прожиточного минимума (он и является чертой абсолютной бедности)». Такая ситуация, по мнению авторов исследования, «способствует устранению абсолютной бедности среди части малообеспеченного населения, однако оставляет таких людей в положении лишь ненамного лучшем, чем у абсолютно бедных».

Кроме того, принятые в Беларуси методики не учитывают эффект от масштаба домохозяйства. Ведь товары длительного пользования и коммунальные услуги приобретаются на всю семью и распределяются на каждого из ее членов. Брать в расчет необходимо и то, что потребности детей меньше, чем потребности взрослых. В исследовании Исследовательского центра ИПМ были оценены эти факторы, а также использовались другие методики, применяемые Евростатом, которые позволяют рассчитать уровень не только абсолютной, но и относительной бедности. В связи с этим авторы исследования считают, что их проект является важным дополнением к оценкам Белстата.

При подготовке исследования были использованы данные 2010 г., поскольку результаты обследований белорусских домохозяйств в 2011 г. еще не были доступны. Тем не менее, экономистам удалось определить основные тенденции, которые влияют на ситуацию с бедностью в Беларуси.

«Наиболее подвержены риску стать бедными в Беларуси дети, пенсионеры, безработные, экономически неактивная часть населения (люди, которые по каким-то причинам добровольно не работают — к примеру, домохозяйки), а также лица с низким уровнем образования», — рассказал один из авторов исследования, экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

Сегодня большинство пенсионеров не входят в разряд абсолютно бедных, поскольку пенсии, как правило, превышают бюджет прожиточного минимума. Но при этом многие пенсионеры являются относительно бедными, поскольку средний уровень пенсий ненамного превышает необходимый для жизни минимум. Это означает, что в случае ухудшения экономической ситуации либо в случае значительного роста доли пенсионеров в стране их уровень жизни может ухудшиться, и они могут оказаться за чертой абсолютной бедности.

Еще одной серьезной группой риска являются безработные. Сегодня официальный уровень безработицы в Беларуси низкий, и это неудивительно. Согласно международным стандартам, безработным является человек, который не просто не имеет работы, но активно ищет ее и готов немедленно приступить к ее выполнению. Свое желание найти работу человек может проявить, зарегистрировавшись на бирже труда. Однако в Беларуси очень немногие идут на это. Причины просты — пособие по безработице сегодня значительно ниже бюджета прожиточного минимума, к тому же для того, чтобы его получать, необходимо выполнять неквалифицированную работу. Как отметил Глеб Шиманович, «до недавнего времени рынок труда в Беларуси позволял значительной части безработных найти работу», а низкий уровень социальных гарантий для этого слоя населения даже стимулировал поиски работы. Но ситуация на рынке труда вполне может измениться. К примеру, сегодня многие экономисты предполагают, что для выплаты внешнего долга Беларуси придется пойти на широкомасштабную приватизацию. Вполне вероятно, что новые хозяева предприятий проведут сокращение штатов. Если это явление окажется массовым, ситуация на рынке труда значительно ухудшится. Тогда встанет вопрос не только о необходимости выплаты пособий, но и о расходах на профессиональную переподготовку безработных и их адаптацию к новым условиям. Очевидно, что средства на эти цели должны быть предусмотрены в бюджете.

По мнению авторов исследования, сегодня серьезным недостатком системы социальной помощи в Беларуси является ее недостаточная адресность. «Существенных отличий в номинальном объеме получаемых средств в форме социальных пособий среди бедных и небедных слоев населения не наблюдается. Эффективность льгот и таких самостоятельных стратегий преодоления трудностей как ведение натурального хозяйства и получение помощи от родственников не столь высока», — отмечается в исследовании.