На днях произошла презентация новой книги белорусских экономистов Леонида Заико и Ярослава Романчука «Беларусь 20/20. В лабиринте экономической идентичности». Книга получилась довольно объемной. Само название книги несколько символично. Так, с одной стороны, «20/20» — это своеобразный масштаб виденья с ретроспективой на 20 лет назад и перспективой на 20 лет вперед. С другой стороны, «20/20» служит медицинским обозначением здорового зрения в англоязычных странах («единица» в отечественной медицине). Такая символика показывает, что в своей книге Романчук и Заико претендуют на некоторое объективное описание белорусской экономики с учетом как краткосрочных, так и долгосрочных трендов.

В белорусском обществе очень мало публичных аналитиков — тех, кто обладает солидным экспертным знанием и при этом умеет быть публичным — выражать свою позицию в СМИ ярко и адекватно. Событие с презентацией книги интересно одним уже тем, что Романчук и Заико относятся к этому малочисленному классу белорусских публичных аналитиков. Интерес к презентации подогревался еще и тем, что в его рамках Романчук и Заико собирались подвести экономические итоги 2011 года.

Важнейшие события 2011 года по версии Романчука и Заико


Во время презентации книги Романчук и Заико прежде всего отметили, что 2011 год стал годом бессмысленных в стратегическом плане действий по спасению и реанимации модели централизованной плановой экономики. В результате эти действия только усугубили ситуацию кризиса, и экономика Беларуси попала в опасную инфляционно-девальвационную спираль. Как следствие, число белорусов, находящихся за чертой бедности, увеличилось до 25-28% всего населения, ускорились темпы вывоза капитала из страны (так, объем внешней дебиторской задолженности на 1 ноября составил почти USD4 млрд), провалилась программа приватизации и привлечения инвестиций. За эти обстоятельства более всего ответственности лежит на некомпетентности номенклатуры и несогласованности действий разных органов власти. Яркий тому пример — Постановление Совета министров № 942 от 11.07.2011 «Об утверждении мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы». Курьез этого постановления состоял в том, что в момент пика экономического кризиса принимается важный документ исходя из предкризисного виденья развития страны и из расчета инфляции, который уже давно не соответствует действительности. Как видим, инертность номенклатурного аппарата не позволяет принимать своевременные решения.

Среди важнейших событий ушедшего года Романчук и Заико отметили продажу Газпрому 50% акций «Белтрансгаза», создание Единого экономического пространства с Россией, разрушение внутреннего рынка автомобилей с 1 июля 2011, начало реализации проекта по строительству Белорусской АЭС. Среди благоприятных событий ими были отмечены Указ № 72 от 25.02.2011 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», ликвидировавший процедуры регистрации цен и расширивший перечень товаров, попадающих под свободное ценообразование, и Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», в котором делается попытка перехода на международные стандарты финансовой отчетности.

Общая тенденция в белорусской экономике 2011 года была заметно негативной. Так, с 1 января по 1 ноября 2011 госдолг вырос в 3,2 раза в белорусских рублях, за тот же период внешний долг — на 24%, просроченная кредиторская задолженность — в 1,9 раз, дебиторская задолженность — в 2 раза.

О методологии экономического анализа Романчука и Заико


Романчук и Заико считают, что математическое моделирование в экономике имеет заметные пределы и строгие ограничения. По их мнению, более эффективным является феноменологический анализ, выявляющий существенные кейсы. Такой анализ не дает готовых рецептов, но выявляет болезненные зоны в экономике. Преимущества такого подхода в том, что его результаты можно использовать затем как в краткосрочном, так и долгосрочном моделировании.

Во время презентации Романчук и Заико продемонстрировали свой феноменологический анализ, приведя целый ряд ярких кейсов из экономической жизни Беларуси. Например, можно задаться вопросом, почему, несмотря на то, что имеется 15 заявок от иностранных инвесторов на развитие сети фаст-фуда, конкурентов для McDonald’s так и не появилось. Или другой интересный вопрос: зачем было покупать нефть у Азербайджана по USD833 за тонну и у Венесуэлы по USD851, когда в России можно было купить по USD414 за тонну? Такие вопросы-кейсы показывают специфику принятия решений в Беларуси — то, что решение всегда централизовано и, как правило, не отвечает принципам свободного рынка.

Есть много забавных кейсов. Например, не понятно, почему на конец 2011 года белорусские огурцы продавались по 27500, в то время как египетские гранаты стоили 24270, а испанская хурма — 24410. Почему высокотехнологичные предприятия занимаются не своим делом: «Интеграл» занимается производством мухобоек и граблей, «Витязь» — тратуарной плитки, а МТЗ — канцелярских кнопок? Как такое может быть, что право аренды озера Секлы 98 гектар (Браславский район) с правом промышленного рыболовства на 10 лет обошлось всего в USD65?

Есть и забавные цитаты, которые заставляют задуматься, например: «Меня это до глубины души возмущает. Вы забыли, что вы работаете не в России, а в Беларуси. И вопросы коррупции, вопросы дележки, давления, договоренности за рамками моих решений недопустимо» (Александр Лукашенко в отношении Данон-Юнимилк, февраль 2011). Складывается впечатление, что коррупция в стране, как и все остальное, обязательно должна получать санкцию президента.

Общая атмосфера презентации

Публичных аналитиков в Беларуси совсем мало. К сожалению, в стране нет центров или школ, в которых бы взращивались серьезные эксперты, которые могут в последующем стать публичными людьми. В свете этого сами события аналогичные презентации книги Романчука и Заико заслуживают подробного феноменологического анализа. Рассмотрим поэтому общую атмосферу презентации.

На презентации присутствовали многие известные минчане, такие как Владимир Карягин — один из тех, кто активно формирует различные публичные площадки, такие как Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, который он долгое время возглавляет. Но звездой встречи оказался Сергей Чалый — простой белорусский блогер, за короткий период ставший одним из самых цитируемых экономических комментаторов в стране. После завершения презентации он сразу же приковал к себе внимание большинства журналистов и в окружении семи микрофонов высказал свое отношение к работе Романчука и Заико, а также подвел итоги за прошедший год и предложил собственные прогнозы на 2012. По мнению Чалого, важнейшим событием прошедшего года стал выход на единый курс рубля и отказ от его внешнего регулирования. Общее виденье экономических тенденций страны на 2012 у Чалого умеренно позитивное: курс рубля прекратит свое падение, начнется стабилизация экономики, нулевой прирост ВВП за 2012 был бы вполне достаточен. В таком же умеренно позитивном духе высказали свои прогнозы также Романчук и Заико.

Публичный успех Сергея Чалого заслуживает особого внимания. Во многом этот успех связан с тем, что Сергей умеет быть понятным для журналистов — он дает им системный взгляд, делает аналитическую работу за них, полностью разжевывая все имеющиеся тренды. В этом плане феноменологический анализ Романчука и Заико для журналистов не такой прозрачный.

Быть публичным аналитиком — большой вызов. В этом случае эксперт берет на себя слишком большую ответственность — он отвечает за все происходящее в стране. Он уже не может не сигнализировать о социальных проблемах, если он их видит. Выходит, что публичный аналитик берет на себя даже большую ответственность, чем чиновник. Чиновник может быть некомпетентным, необразованным, косноязычным. Среди белорусских чиновников, пожалуй, большинство именно таких. Для белорусского чиновника определяющее значение имеет вхождение в номенклатурный клан, а не компетентность. Это и выступает защитным поясом чиновника, его «иглой Кощея». Публичный же аналитик не имеет права на ошибку.

Если в Беларуси появится хотя бы тысяча публичных аналитиков, мы будем жить в другом обществе. Именно тогда в стране окончательно сформируется интеллектуальная элита, способная на преобразование общества. Будущее страны должно быть в руках публичных аналитиков, таких как Романчук, Заико, Чалый.