Правительство Беларуси распределило задания по привлечению предприятиями прямых иностранных инвестиций в 2011 году общим объемом 6495 млн. USD. Насколько удавалось белорусским властям выполнять подобные планы в прошлом? Чем рискуют члены правительства и руководители других органов госуправления в случае, если план выполнить не удастся?

Татьяна Маненок. Спустив обязательную разнарядку по привлечению ПИИ на предприятия, правительство, похоже, расписалось в собственном бессилии выполнить собственный план по привлечению прямых иностранных инвестиций.

В качестве справки:

Общий объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2011 г должен составить 6,495 млрд. USD.

Правительство запланировало, что госорганизации, подчиненные органам госуправления, а также хозобщества, акции которых принадлежат государству и переданы в управление правительству, привлекут 1,377 млрд. USD прямых иностранных инвестиций. Госорганизации, подчиненные исполкомам, а также хозобщества, акции которых принадлежат государству и переданы в управление исполкомов — 99,9 млн. USD. Юридические лица без ведомственной подчиненности должны привлечь в страну 5,018 млрд. USD.

Таким образом, предприятия Минпрома должны привлечь 1,626 млрд. USD, Минсельхозпрода — 770 млн. USD, «Белнефтехима» — 663 млн. USD, Минстройархитектуры — 583 млн. USD, Минторга — 570 млн. USD, Минтранса — 529 млн. USD, «Беллесбумпрома» — 518 млн. USD, «Беллегпрома» — 434 млн. USD, Минсвязи — 305 млн. USD, Минэнерго — 300 млн. USD, «Белгоспищепрома» — 130 млн. USD, другие предприятия — 67 млн. USD.

Согласно этому плану правительства, в Беларуси в 2011 г темп роста инвестиций в основной капитал должен достичь 116-117%, при этом доля внешних инвестиций должна составить не менее 21% от общего объема привлеченных средств. То есть, прямые иностранные инвестиции на чистой основе должны составить 6,4 млрд. USD — такую амбициозную задачу поставило правительство на 2011 г. Однако показатель, возведенный в ранг приоритетных, судя по всему, будет провален. В первом квартале этого года в экономику страны удалось привлечь всего лишь 62,8 млн. USD прямых иностранных инвестиций — это 1% от годового прогноза.

Премьер-министр Михаила Мясникович в связи с такой ситуацией в апреле на заседании правительства обрушил град критики на чиновников. «По прямым иностранным инвестициям на чистой основе положение дел не выдерживает никакой критики!», — подчеркнул он.

В госреестре зарегистрировано 48 инвестдоговоров с иностранными инвесторами на сумму 4,3 млрд. USD, а также с резидентами на сумму, эквивалентную 9,6 млрд. USD. Даже если каждое пятое предложение — стоящее, то можно было выйти на 2 млрд. USD, которые планировались по итогам первого квартала, посетовал М. Мясникович.

Прямые иностранные инвестиции действительно нужны белорусской экономике как воздух, особенно в сегодняшней ситуации. Это же не кредиты, которые теперь только дорожают, ухудшают платежные показатели и которые вскоре надо возвращать. Тем более, что на фоне недавней девальвации отношение внешнего госдолга и долгов коммерческих организаций к ВВП приближается к критическому порогу.

Правительство тоже это понимает. «Сегодня у нас только один источник валюты, соответственно, шанс на успешное экономическое развитие — это прямые иностранные инвестиции», — подчеркнул министр экономики Николай Снопков в апреле на заседании правительства.

Министерствам и местным органам власти было рекомендовано активнее работать с инвесторами, находить альтернативные источники финансирования инвестпроектов. «Работайте с инвесторами, размещайте IPO, используйте все современные механизмы инвестиционной деятельности», — сказал М. Мясникович. Тогда же он заявил, что «губернаторы отвечают за территорию, министры за вид деятельности, директоры — за предприятия».

Видимо, эта установка теперь и реализована в программные показатели привлечения ПИИ для предприятий.

Однако на каком основании, исходя из каких критериев писалась инвестиционная разнарядка, известно только чиновникам. Вероятно, подоплека тому какая-то имеется — возможно, некоторые предприятия ранее уже вели переговоры о создании СП с иностранными инвесторами.

Однако для того, чтобы эти планы удалось реализовать, правительство должно сделать хотя бы самое элементарное — стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Без этого нужно просто забыть о 6,4 млрд. USD прямых иностранных инвестиций. Такие деньги, учитывая кризисную ситуацию, можно быстро привлечь только в результате штучных сделок — активы в обмен на кредиты, дешевые энергоресурсы и т. д.

Инвестиционная установка, адресованная на этот раз предприятиям, скорее всего, так и останется благим пожеланием. Ответственности за невыполнение показателя по привлечению ПИИ не предусмотрено. Да и как ее предусмотреть, если каких-либо полномочий по сделкам с имуществом или при реализации инвестпроектов у чиновников, в том числе директоров предприятий нет?

Напомним, что полномочия по всем мало-мальски стоящим сделкам с активами (если они превышают стоимость 10 тыс. базовых величин, 1 БВ- 35 тыс. BYR) находятся в руках президента.

Привлечь прямые инвестиции можно также на основе создания предприятия с иностранными инвестициями или же СП с долей иностранного капитала (как правило, более 10%). Сейчас ПИИ приходят в Беларусь в основном путем заключения инвестиционных договоров.

После принятия осенью 2009 г декрета № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» активность потенциальных инвесторов повысилась. Декрет № 10 предусматривал возможность заключения инвестдоговоров на 3 уровнях.

Первый — республиканский госорган, администрации областей — в пределах их компетенции в случае реализации проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы. Второй — правительство — в случаях, когда инвестдоговором не предусматривается предоставление инвестору индивидуальных льгот и преференций. Третий — правительство по согласованию с президентом в случаях предоставления инвестору индивидуальных льгот и преференций.

Пока инвестиционные договора в Беларуси заключались преимущественно на первом уровне: с органами местной власти, чтобы реализовать проектов, связанные, как правило, со строительством объектов. Однако многие инвесторы, приходя в Беларусь с крупным проектом, рассчитывают получить определенные льготы, поэтому решение по такому инвестпроекту должен принимать президент.

Кстати, декретом президента Беларуси № 4 от 6 июня 2011 г внесены изменения в порядок заключения инвестиционных договоров и в перечень и объем льгот, предоставляемых инвесторам в Республике Беларусь.

Вместо трехуровневой системы заключения инвестдоговоров будет действовать двухуровневая система. Так называемый второй уровень инвестдоговора — инвестдоговор, заключаемый по решению Совета министров без согласования с президентом — будет устранен.

Теперь, если инвестиционный договор не будет содержать дополнительных льгот по сравнению с предусмотренными законодательством, он должен быть заключен одним из следующих органов: министерство, государственный комитет, областной или Минский исполнительный комитет либо иная госорганизация, подчиненная правительству РБ.

В случае если инвестиционный договор будет предусматривать предоставление инвестору дополнительных льгот — договор должен быть заключен Советом министров по согласованию с президентом.

То есть, от предприятий в этом процессе практически ничего не зависит.

Зато опять же правительство планирует выпустить в свободное обращение на биржевом рынке 100% акций ОАО, не входящих в список стратегически значимых. Эта мера предусмотрена проектом мероприятий по реализации ключевых направлений социально-экономического развития Беларуси в 2011–2015 гг. В документе говорится, что уже в этом году в рамках развития финансового посредничества на рынке ценных бумаг госсубсидирование планируется заменить правом реализации дополнительной эмиссии акций ОАО на биржевом рынке. При этом доступ к подобным биржевым сделкам будет предоставлен и иностранным участникам.