23 мая 2011 г. Национальный банк РБ установил новые обменные курсы белорусского рубля, в частности 4930BRза 1доллар США, 6914,82BR за 1 еврои 173,95BR за 1 российский рубль. Приведет ли такое повышение официального курса иностранных валют к стабилизации ситуации на валютном рынке?

Александр Челин. Узнав вчера о повышении курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю, я сначала подумал, что наконец-то прошел странный столбняк, напавший на Национальный банк и правительство, мешающий принимать эффективные решения и бороться с валютным кризисом! Принята давно назревшая мера, с которой и население, и предприниматели уже смирились.

Вспыхнула надежда, что одновременно будут проведены еще более радикальные и болезненные меры по ограничению рублевой денежной массы и ее сбалансированию с валютным предложением. Впереди маячило облегчение страданий экономики страны, восстановление потенциала для дальнейшего роста столь любимого властью валового внутреннего продукта.

Я с нетерпением стал ждать пресс-релиза Национального банка, в котором надеялся прочитать обо всем комплексе этих мер. Ведь даже самому наивному наблюдателю нашей экономики понятно, что просто девальвация национальной валюты сегодня ничего не решает.

Прочитав появившийся к вечеру пресс-релиз, я впал в глубокую задумчивость. Где элементарные меры по увеличению резервирования, по повышению учетной ставки хотя бы на 2-3 пункта? Я уже не говорю о более радикальных инструментах ограничения денежной массы и особенно денежного агрегата М1. Ладно, думаю, дождемся основных выпусков белорусских телеканалов. Там нам все расскажут и покажут, а заодно и объяснят.

Но и на телевидении — почти ничего! Как бы между прочим, после более важных сюжетов, идущих в начале выпуска, было дано официальное сообщение о девальвации. Причем это было сделано без комментариев, словно более чем полуторная девальвация национальной валюты — дело житейское и не заслуживает серьезного внимания.

Приходится делать вывод, что я оказался наивным оптимистом, предполагавшим, что наши власти способны пойти на достаточно радикальные меры и хотя бы временно преодолеть возникшие проблемы. Ведь просто повышение официального курса иностранных валют — это битье по хвостам уже прошедших событий. Сама эта мера не способна преодолеть валютный кризис. Похоже, что правыми оказались пессимисты, предсказывающие дальнейший рост курса иностранных валют и усугубление ситуации в экономике.

В свое время П. Прокопович пообещал на всю страну, что пока он на посту председателя Национального банка — девальвации не будет. Словно издеваясь, власти подождали его выхода с больничного на работу, а затем провели девальвацию. Но при этом в официальных средствах массовой информации об увольнении П. Прокоповича — ни слова. Наверное, эту информацию просто засекретили. Ведь не можем же мы думать, что Петр Петрович нарушил данное народу слово, правда?

Вызывает также недоумение отсутствие идеологической обработки населения, враз обнищавшего в долларовом эквиваленте более чем на 56%. На мой взгляд, неверно поступают государственные идеологи, игнорируя это важное направление агитпрома. Или они тоже понимают, что проблема не решена и поэтому не хотят выглядеть виноватыми?

Есть еще маленькая надежда, что сегодня объявят о решительном комплексе мероприятий по борьбе с валютно-финансовым кризисом в нашей стране. Но горький опыт наблюдения за последними месяцами бездействия Национального банка и правительства и заставляет сильно сомневаться в их способности изменить ситуацию в лучшую сторону.

Но давайте, все-таки, надеяться. Ведь надежда умирает последней.