В начале года Министерство труда и соцзащиты утвердило для организаций Методические рекомендации по выявлению потенциально избыточной численности персонала. Означает ли это, что в Беларуси пришло время отказаться от фундаментального принципа полной занятости

?

Александр Челин. Методика — это, конечно, хорошо. Но этого еще очень мало. Нужно пересмотреть всю политику в отношении занятости. А пока в этом направлении существенных сдвигов нет.

До настоящего времени минимальный уровень официально зарегистрированной безработицы считается одним из крупнейших достижений созданной в Беларуси социально-экономической модели. Национальный статистический комитет сообщил, что в экономике Республики Беларусь в январе–феврале 2011 г. было занято 4651,6 тыс. человек, что на 0,3% больше, чем в январе–феврале 2010 г. При этом уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2011 г. составил всего 0,7% от экономически активного населения, что на целых 0,2 пункта лучше по сравнению с прошлым годом (на конец февраля 2010 г. — 0,9%).

При этом обращено внимание, что за первые два месяца 2011 года было принято на работу (без учета предпринимательских структур) 118,0 тыс. человек, а уволено всего 114,9 тыс. человек. При этом потеряли рабочее место в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидации организации всего 0,9% (!) от всех уволенных. Если тенденция начала года будет сохраняться, то в целом за год по этой статье будет уволено всего 6,2 тыс. человек или 1,3% от всех занятых в экономике. Поэтому нет оснований говорить о пересмотре существующей практики обеспечения полной занятости трудоспособного населения.

Между тем, догма полной занятости серьезно подрывает эффективность экономики, которая измеряется соотношением результатов к затратам. Понятно, что если затраты увеличиваются на сумму зарплаты лишних работников, то увеличивается себестоимость и снижается рентабельность. Но догма есть догма и от нее отступают лишь в редких случаях и при наличии негласной поддержки. Именно поэтому на МАЗе удалось тихо сократить 4,5 тыс. человек и даже получить похвалу первого вице-премьера за полученный в результате рост заработной платы и обеспечение хотя бы минимальной рентабельности.

Установка на обеспечение полной занятости тормозит и техническое обновление. Допустим, решат на предприятии установить передовое оборудование, которое обеспечит выпуск товаров с половинной численностью работников. У директора сразу возникнет головная боль: что делать с лишними людьми? Рискнуть уволить? Так уволенные начнут писать, жаловаться, чего доброго еще дорогу перекроют… Поэтому к технической модернизации во многих организациях относятся с большой прохладцей.

С другой стороны, если разрешить массовое увольнение лишних работников, то возникнет проблема обеспечения их средствами для существования. Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2011 г. составил всего 60,4 тыс. рублей, или 20,1% от бюджета прожиточного минимума. Возникает вопрос: как прожить безработному целый месяц на сумму, эквивалентную примерно 20 долларам? Поэтому, прежде чем ставить вопрос о массовом сокращении излишней численности, необходимо довести размер пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума, то есть увеличить в пять раз. А против этого активно возражает Минфин: консолидированный бюджет и так трещит по швам.

Наиболее разумный вариант: активное переучивание высвобождаемых работников на дефицитные в стране специальности. Куда разумнее направлять в строительную отрасль белорусских специалистов, чем привлекать внешних мигрантов. Еще в работниках нуждается и сельское хозяйство. Заманить в село «нового горожанина», лет десять назад сбежавшего из деревни в город, довольно трудно. Но возможно. Для этого будущим аграрникам нужно сначала отдать обещанные мигрантам из других стран «подъемные» в размере 1000 долларов и затем в течение нескольких лет выплачивать надбавки из средств, выдаваемых из бюджета на поддержку сельского хозяйства. В результате простого перераспределения бюджетных средств можно и сельскому хозяйству помочь, и промышленные предприятия от лишних получателей зарплаты освободить.

Развитие экономической ситуации показывает, что рано или поздно нужно будет освобождаться от лишних работников — иначе эффективную экономику создать нельзя. Поэтому для избежания социальных эксцессов необходимо создавать соответствующие механизмы перераспределения рабочей силы. Однако, на наш взгляд, работа в этом направлении идет вяло.