? Ряд активистов Партии БНФ заявили о том, что на предстоящих президентских выборах они намерены работать в команде А.Санникова. Как бы вы прокомментировали данную инициативу? Не станет ли этот шаг поводом для раскола партии, о котором так много говорится в последнее время?

Юрий Чаусов. Заявление ряда членов Партии БНФ о вступлении в команду координатора Хартии-97 Андрея Санникова может быть рассмотрено в двух измерениях: как в плане внутрипартийных процессов, так и в более широком контексте влияния на взаимодействие ключевых субъектов в поле белорусской оппозиции. Данное политическое действие влияет на расстановку сил в преддверии предстоящих президентских выборов, а также проливает свет на нравы, бытующие в одной из старейших политических организаций страны.

Сам по себе политический проект «Санников — кандидат в президенты от БНФ» не является чем-либо новым. Еще на одиннадцатом съезде партии в конце 2007 года, когда за лидерство боролись Винцук Вечерко и Алесь Михалевич, при поддержке Хартии-97 пытался выдвинуться в качестве «третьей силы» Виктор Ивашкевич. Позднее ставший председателем партии Лявон Борщевский акцентировал внимание на преимуществах, которые дает Партии БНФ партнерство с Хартией-97 и поддержка ее лидера в качестве кандидата в президенты. Обвинения в том, что поддержка непартийного кандидата шла бы в разрез с решениями высших органов партии о выдвижении от БНФ именно члена партии, отбрасывались Лявоном Петровичем на том основании, что «Санников взял бланк заявления на вступление в партию».

Со временем, однако, этот политический проект отошел на второй план и воспринимался скорее как нереализованный план. Слишком очевидны были имиджевые потери Фронта от союза с координационной структурой, имеющей подчеркнуто недемократический характер управления. Легитимность Хартии-97 уже давно не основывается на документе, подписанном тринадцать лет назад. По сравнению с этой структурой даже подчеркнуто ориентированное на персону Движение «За свободу» выглядит демократической организаций, а соотношение балансов интересов внутри Партии БНФ просто напоминает анархию. Неудивительно, что стратеги Хартии даже потерпев фиаско в реализации плана взятия под контроль Партии БНФ как целостной структуры, сумели откусить себе её кусочек, позволяющий эксплуатировать старейший оппозиционный бренд. Авторитарные структуры всегда могут воспользоваться слабостями структур демократических.

Почти ставший мемом тезис «Хартия — это сайт, а сайт не может выдвигать кандидата в прездиденты» более не актуален. По своей природе такие «координационные» проекты должны быть вписаны в некие широкие стратегии и не могут существовать самостоятельно. Но сейчас в Беларуси политическое поле оказалось настолько фрагментированным, что Хартия, не имеющая за собой не только идеологии, но и четкой структуры и внятной процедуры принятия решений, оказалась в состоянии претендовать на большее.

Плюсы поддержки Санникова для БНФ должны были бы строиться на взаимовыгодном сотрудничестве по схеме «мы вам структуры и бренд — вы нам кандидата и финансирование структур под его кампанию». Эта задумка лидеров БНФ была бы хороша, если бы не упомянутые выше имиджевые минусы. Да и с задачей убедить широкие партийные массы в целесообразности в очередной раз поддержать на президентских выборах непартийного политика тогдашнее руководство партии не справилось: вместо этого в исконно «координационном стиле» была сломана начавшаяся было процедура определения партийного выдвиженца в президенты и запущен альтернативный фантомный проект «кандидат Борщевский». Кроме того, не удалось снять внутренние противоречия между поколениями внутри руководства БНФ, и заместитель председателя Янукевич стал лидером партии во многом при поддержке сторонников кандидата Милинкевича.

Расклады среди оппозиционных кандидатов в президенты пока можно прогнозировать лишь приблизительно. Однако представляется, что уже сейчас разлом проходит по линии отношения к тому гравитационному центру, которым стала для белорусской оппозиции гражданская кампания «Говори правду». Судя по всему, и Партия БНФ, и Движение «За Свободу» и группа вокруг кандидата Санникова не включены в сценарий «Говори правду» (каким бы он не был). В этом смысле они пока должны были бы быть стратегическими союзниками по отношению к кампании, которая имеет могучую финансовую поддержку со стороны «белорусов в России».

Объединиться этой группе оппозиции мешают лишь внутренние (часто персональные) конфликты, старые взаимные обиды да борьба за скудные и явно недостаточные для эффективной кампании ресурсы. В этом смысле уход сторонников старого руководства Партии БНФ к Санникову есть не только банальная стратегия выживания пожилых активистов, но продолжение конфликта с новым руководством партии. При этом остается невыясненным, в чем именно победная стратегия кампании Санникова отличается в лучшую сторону от предложений, скажем, кандидата Милинкевича или Костусева — все они уже сейчас заранее говорят о несогласии с результатом выборов и намерении организовывать массовые протесты. Имидж Хартии как лидера «уличной оппозиции» сложился во многом благодаря грамотному пиару — опыт организованных этой структурой массовых акций свидетельствует о медийно-ориентированном характером этих мероприятий. Единственная интрига, пожалуй, в том, что со стороны стратегов Хартии может быть вероятным бойкот выборов, который они уже пытались продвинуть через Партию БНФ во время предыдущих выборов в Палату Предствителей.

В этом смысле перспективы выработки качественно новой стратегии этой части оппозиции на выборах туманны. Группа Милинкевича предлагает повторить сценарий 2006 года с участием тех же персоналий и без статуса «кандидата от объединенных демократических сил». Группа Санникова так же ничего нового не предлагает. На этом фоне сценарий «Говори правду» интересен и привлекателен уже хотя бы тем, что он не настолько тривиален. Наверное, именно неочевидность сценария «правдистов», наряду с живыми деньгами, и привлекает к ним некоторых людей.

Фрагменты Партии БНФ на данном этапе подготовки к президентским выборам распределены чуть ли не по всем центрам силы на правоцентристском фланге оппозиции. Ряд организационных структур партии работает в поддержку кандидатуры Александра Милинкевича в тесном сотрудничестве с Движением «За Свободу». Группа старых партийцев «подписалась» за координатора Хартии-97, но реальной работой в партии из них занимается только Виктор Ивашкевич — а остальные скорее внесут в кампанию Хартии только авторитет своих имен вне партии). И несмотря на явные идеологические противоречия, некоторые организационные структуры негласно включились в кампанию «Говори правду», инспирированную недружественными БНФ политическими силами, но щедро наполненную российскими деньгами.

В таких условиях выдвижение Григория Костусева в качестве партийного кандидата очевидно не опирается на всю совокупность партийных организационных и кадровых ресурсов. Таким образом, факт выдвижения партийного кандидата теряет свою значимость. Демонстративный переход в команду другого кандидата при наличии выдвинутого от Партии БНФ — это нож в спину кампании выдвинутого Партией БНФ Григория Костусева. Сложно представить себе эффективную кампанию этого кандидата в ситуации, когда руководитель столичной партийной организации объявил о поддержке конкурирующей кандидатуры.

Подобную картину сложно даже назвать расколом — это ситуация полной организационной раздробленности в преддверии важной политической кампании. Такое положение является наглядной иллюстрацией того, к чему может привести культивировавшееся в БНФ недопущение фракционности и плюрализма подходов на фоне амбиций партийных функционеров.