Состоявшийся 29 мая XIII Съезд Партии БНФ был внеочередным и не предполагал перестановок в руководстве одной из старейших политических сил страны. Созыв внеочередного съезда был обусловлен предыдущими решениями об обязательном выдвижении кандидата от ПБНФ на ближайших президентских выборах. С этой задачей высший орган партии успешно справился: кандидатом был выдвинут заместитель главы Партии БНФ Григорий Костусев, была утверждена партийная предвыборная платформа и принято положение, регламентирующее участие партийных структур в избирательной кампании. Руководителем избирательного штаба партии стал ее председатель Алексей Янукевич.

Примечательно, что Партия БНФ впервые с 1994 года выдвинула своего представителя на высший государственный пост. В 2001 и 2006 гг. партия поддерживала непартийных претендентов и даже на начальном этапе кампании воздерживалась от выдвижения собственного кандидата в пользу поддержки более-менее идеологически близких политиков национал-демократического фланга.

В ходе фактически уже стартовавшей избирательной кампании кандидат от Партии БНФ стал первым оппозиционным кандидатом, формально выдвинутым от официально зарегистрированной политической структуры. До Григория Костусева в обойме оппозиционных претендентов были лишь беспартийные политики: координатор незарегистрированной инициативы Хартия-97 Андрей Санников, исключенный два года назад из БНФ Алесь Михалевич, лидер Правозащитного «Движения „За свободу“ Александр Милинкевич и сопредседатель незарегистрированной Белорусской Христианской Демократии Виталий Рымашевский.

Но уже буквально через два дня, 31 мая, о выдвижении своих претендентов заявили еще две оппозиционные партии, хотя для такого решения им и не потребовалось созывать съезды. На пресс-конференции в Минске Белорусская партия „Зеленые“ выдвинула в качестве своего претендента на пост президента Беларуси — гомельского зампреда партии Юрия Глушакова. Партия ОГП так же сделала ставку на заместителя председателя — решением политсовета партии в президенты был выдвинут Ярослав Ромианчук.

Если еще недавно о президентских амбициях вслух размышляли в основном политики-одиночки, а партии акцентировали внимание на выработке процедур согласования кандидатур в рамках блоков, то теперь организованные политические структуры забросили блокостроительство и развернули настоящую „ковровую бомбардировку“ — кандидат пошел на любой вкус, самый разнообразный. Не анализируя соотношение сил, сложившееся в оппозиционной системе после этой серии политических выдвижений, отметим, что в целом в выигрыше оказались структуры Белорусского незалежницкого блока и политики правого фланга. Вялотекущее определение единого кандидата от ОДС умерло вместе с разгромом кампании „Говори правду“, который оказал парализующее воздействие на некоторые политические силы левого спектра. Даже ОГП теперь заявляет о стремлении согласовать кампанию со структурами БНБ. Неконкретная и неформализованная процедура Совета интеллигенции зашла в тупик.

Резко увеличив собственный политический вес в результате выдвижения своего кандидата, БНФ начала активно этим пользоваться для интенсификации деятельности в рамках коалиции. Буквально на следующем заседании Совета БНБ уже 1 июня была принята процедура определения единого кандидата от блока. На данный момент предстоит выбирать между Милинкевичем, Костусевым и Рымашевским. Кандидат от БНФ нарушил клинч между БХД и РЗС и позволил начать процесс определения единого кандидата от правых сил.

В целом решения съезда имеют для Партии БНФ огромное значении в преддверии предстоящих президентских выборов. Они позволяют партии укрепить свои позиции в рамках Белорусского незалежницкого блока, стать в нем лидирующей силой и разрешить кризис взаимоотношений на правом фланге белорусской оппозиции. После съезда проевропейские силы получили импульс к дальнейшей работе и согласованию ролей в будущей кампании. БНФ на этом получил дополнительные политические очки в рамках оппозиционной системы и овладел тактической инициативой в планируемой борьбе „на два фронта“: на съезде было заявлено о намерении противостоять как режиму Лукашенко, так и попыткам Кремля разыграть в Беларуси собственный сценарий цветной революции.

Важное тактическое значение решения съезда имеют и для внутрипартийной ситуации в Партии БНФ, которая остается достаточно непростой. Не оправдались надежды на то, что представители предыдущей команды отойдут от горечи расставания с руководящими креслами и смогут вернуться к партийной работе. Практически все функционеры и сотрудники аппарата партии предыдущего председателя устранились от партийной работы. Такие известные деятели, как Винцук Вечерко, Пётр Садовский, Алесь Марочкин, Лявон Борщевский отказались от работы в партийных органах. Некоторые из них заняли открыто конфронтационную позицию: обиды со временем переросли в планы по реставрации и достижению реванша внутри партии. С этой целью была разыграна комбинация по выдвижению в президенты представителя старой команды Лявона Борщевского минуя партийные структуры, через процедуры ОДС, либо, если не получится — в рамках конкурентной процедуры Совета интеллигенции.

При этом тезис „чем хуже для теперешнего БНФ — тем лучше для нас“ стал негласным принципом деятельности для группы реваншистов. Такой подход позволял сосредоточится на огульной критике деятельности новой команды, которая происходила в условиях практически полного отсутствия кадровой преемственности между старым и новым кабинетом. К тому же это позволяло работать на сторонние политические проекты — от ОДС и Хартии-97 до кампании „Говори правду“.

Процедура созыва съезда вызвала критику со стороны старой команды. В том числе эта критика прозвучала и в решении контрольно-ревизионной комиссии партии. Недовольство было вызвано тем, что норма представительства на съезде наряду с квотой от региональных структур предусматривала квоту для членов сойма партии и кандидатов, выдвинутых партией в местные советы на недавних муниципальных выборах. При этом комиссия закрыла глаза на тот факт, что в данном случае процедура была простым повторением практики, существовавшей при созыве всех предыдущих очередных и внеочередных съездах. И при Борщевском, и при Вечерко, и даже при Поздняке делегатами съезда наряду с избранными представителями региональных структур становились и члены руководящего органа, и выдвиженцы партии в представительных органах власти.

В свой время Конгресс демократических сил 2007 г. дезавуировал статус Милинкевича как лидера Объединенных демократических сил — делегаты того конгресса выдвигались по итогам сбора подписей в рамках выборов депутатов местных Советов. Справедливо, что именно представители локальной политики в рамках Партии БНФ были вынуждены теперь принять решение о том, кто же всё-таки будет таким лидером от БНФ в общенациональном масштабе в ходе будущей кампании. Логично, что именно те люди, которые занимаются сбором подписей и иной агитационной работой на местах, принимали решение о персоне партийного кандидата.

Тем не менее, ревизионная комиссия Партии БНФ высказала сомнения в легитимности съезда. В качестве шага в направлении компромисса Сойм по инициативе председателя партии Алексея Янукевича сократил квоту для кандидатов в депутаты местных советов и расширил квоту для делегатов, выбранных региональными собраниями. Последовавшее за этим жалоба члена ревизионной комиссии в министерство юстиции стала беспрецедентным шагом: действия старого руководства могут привести к тому, что решать вопрос о партийном кандидате в президенты будут чиновники министерства юстиции — органа, по инициативе которого ликвидируются оппозиционные политические партии и их организационные структуры. Затем по государственному телевидению прозвучали обвинения в адрес нового руководства партии в, скажем так, „репрессиях против сторонников Борщевского“. Венцом этой конструкции стало утверждение, что действующее руководство Партии БНФ работает по указке спецслужб.

Однако сам минувший съезд Партии БНФ был на удивление бесконфликтен — это было собрание единомышленников, ведь группировка реваншистов бойкотировала мероприятие, как впрочем, и все иные инициативы действующего руководства. Но это спокойствие на самом мероприятии компенсировалось новой порцией острых замечаниями и уничижительных комментариев со стороны части членов партии, не признающих съезд легитимным.

Шум вовне и внутри — примета того, что в БНФ по-прежнему идет борьба за руководящую позицию. Только в отличии от предыдущих этапов, ведется она более грязно, развязно и грубо. Вероятно, что в ходе президентских выборов БНФ рискует окунуться в новую череду скандалов, интриг и взаимных обвинений. Альтернативой этому может быть только укрепление партийной дисциплины и возвращение к практике исключения из рядов партии нарушителей партийной этики.