Поездка президента с группой ближайших подчиненных в Любанский район дала повод уличить губернатора Минской области в предоставлении неточной информации, обнаружила подзабытое слово «приписки» и поставила ребром проблему доступа руководства страны и всех нас к информации о том, что на самом деле происходит в Беларуси.

Вертикаль правды

Краткий сюжет. Губернатор Леонид Крупец в конце прошлого года рапортует, что все поля региона очищены от прошлогодней соломы и готовы для посевной. 12 апреля придирчивая комиссия, вооруженная телекамерами, находит на 78681,5 гектарах сельхозугодий Любанского района 68 неубранных гектар. Выясняется, что этот кусочек земли, покрытый прошлогодней соломой, просто исчез из отчета руководства области.

Глава государства не мелочится и перед всей страной ловит губернатора на слове, а тот не остается в долгу и говорит, что подчиненные предоставили ему именно такие сведения. Далее президент грозит чиновникам взысканиями вплоть до отставки за искажение статистики и требует от контрольных органов предоставлять ему объективную информацию о подготовке посевной: «А то губернатору врут, а он — мне. Этого не должно быть», — передает пресс-служба слова Лукашенко.

Если по цепочке восстановить эту информационную эстафету на примере Любанского района, то выглядит она примерно так. Председатель одного из 12 любанских СПК докладывает начальнику районного управления сельского хозяйства и продовольствия о готовности сельхозугодий. Кроме этого, информация должна попасть в районный отдел экономики, который занимается вопросами статистики.

Затем данные поступают на уровень первого зампредседателя райисполкома, который докладывает наверх председателю. В стороне не может остаться районный отдел идеологической работы. После этого, минуя коллектив районной газеты «Голас Любаншчыны», сведения попадут на областной уровень. Там информация пройдет через одного из замов и первого заместителя председателя облисполкома.

Далее, минуя помощника президента по Минской области и редакцию областной «Мінскай праўды», информация попадет на уровень губернатора, который подпишет документы о готовности земель к посевной. На выходе окажется, что президент не станет терпеть то, что стерпела бумага, и потребует от своего помощника усилить контроль над качеством статистики.

Спираль недоверия

История с приписками в Любанском районе демонстрирует одну простую истину: любое современное государство всегда работает в условиях информационных искажений. В нашем случае очевидно, что на каком-то из звеньев вертикали власти происходит сбой, и реальное положение дел утаивается. Чтобы обнаружить «потерянные» 68 га земли и восстановить истину требуется вылет президента на вертолете (дорогое удовольствие).

Более того, искажение информации наверняка происходит на каждом из звеньев вертикали в любом регионе Беларуси. Ведь буквально на следующий день 13 апреля, облетая на вертолете земли Пинского района Брестской области, высокие гости снова обнаружили залежи соломы на полях. Простая истина оборачивается непростым вопросом: кому доверять, если кругом приписки?

Очевидно, что в следующий раз губернатор Минской области дважды перепроверит предоставленные ему сведения, прежде чем подписать документы. Ближайшие подчиненные губернатора, в свою очередь, с подозрением будут читать докладные записки с мест. Помощник президента по региону Николай Иванченко, который, по словам Лукашенко, «должен видеть и слышать все», будет еще плотнее сотрудничать с губернатором.

Теперь следующий вопрос: «Как отразятся эти административные усовершенствования на качестве государственной статистики?» Скорее всего, что никак. Приписки давно превратились в эффективный институт белорусской экономики, который местные власти используют для подгонки ускользающей реальности под плановые показатели.

От уборочной к выборам

Например, два года назад по завершении уборочной кампании Комитет госконтроля сообщил, что только в ноябре 2008 года было установлено 138 фактов представления недостоверных сведений о завершении осенних полевых работ, причем в 51 случае была нарушена статистическая отчетность.

Сюжет тот же самый: местные власти докладывают о завершении уборочной в срок, хотя на самом деле работы еще ведутся полным ходом. В результате, областные коллегии КГК рекомендуют областным и районным исполкомам привлечь к дисциплинарной ответственности 157 человек, 18 из которых рисковали отставкой.

В том же ноябре 2008 г. история с приписками повторилась, но уже с политическим окрасом. Суд оштрафовал на 700 тыс. рублей члена избирательной комиссии в деревне Ходцы Сенницкого района за то, что перед выборами в парламент она выдала на руки бригадиру местной фермы сразу три бюллетеня для его подчиненных.

О приписках в ходе белорусских выборов не раз говорили международные наблюдатели. Даже белорусский президент до сих пор искренне верит, что в 2006 году за него проголосовали больше 90% избирателей, а официальная цифра 83% — это подарок европейским демократам. К сожалению, председатель ЦИК Л. Ермошина не может уличить президента в приписках, поэтому скромно настаивает на своих 83 процентах.

Ловушка вертикали

Статистический год в Беларуси начался переписью населения в ноябре 2009 г., продолжается посевной кампанией и выборами в местные Советы депутатов, выйдет на финишную прямую во время битвы за урожай. Все это время по вертикали власти будут циркулировать документы с искаженной информацией.

Круговорот цифр в вертикали достигнет кульминации на президентских выборах то ли 2010, то ли 2011 года, когда Александру Лукашенко, скорее всего, придется снова одерживать элегантную победу. Главными судьями в этот раз будут наблюдатели ОБСЕ, и играть придется по европейским правилам. Позволить себе еще один нелегитимный в глазах ОБСЕ срок белорусский президент не может.

Первый раунд этого турнира Лукашенко проиграл на парламентских выборах 2008 года — подвела вертикаль, которая привыкла выдавать на гора бонусные проценты. С тех пор прошло всего два года, слишком мало для изменения бюрократических привычек. Белорусский лидер как никогда прежде рискует оказаться в заложниках собственных подчиненных и остаться всенародно избранным, но нелегитимным президентом.