В.К.: Вы говорили ранее в общей форме о рейтинговой ловушке для Лукашенко. Расскажите об устройстве этой ловушки подробнее.
А.В.: Рейтинговый ландшафт в современной Республике Беларусь складывается таким образом, что можно говорить о феномене мотивационной ловушки рейтинга Лукашенко. Этот феномен можно охарактеризовать в два этапа.
Первое. Совершенно понятно, что Лукашенко нужно поддерживать определенный уровень рейтинга, что он и делает. И для того, чтобы поддерживать этот уровень рейтинга, ему необходимо поддерживать определенный уровень благосостояния. Причем не только поддерживать достигнутый уровень, но постоянно его увеличивать. Иными словами: поддержка рейтинга означает поддержку материального благосостояния избирателей. Либо наоборот: поддержка материального благосостояния означает поддержку рейтинга. И это нужно осуществлять постоянно, непрерывно. Но этот процесс приводит к противоположным эффектам, и это — второй этап «мотивационной ловушки».
Высокое материальное положение, рост благосостояния приводят к сдвигам в ценностной иерархии мотивов поведения личности. К другому типу мотивации человеческих поступков. Тут нет никакой новизны, это давно уже прописано в иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Суть в следующем: по мере того, как удовлетворяются материальные потребности, все более и более важными становятся потребности другого рода — потребности самореализации, потребности творческие, потребности эстетические. Т.е. ценности более «высокого» порядка. И смена типа мотивации поведения граждан приводят к обратному процессу: падению рейтинга Лукашенко. Противоречие заключается в том, что для поддержания рейтинга нужно наращивать благосостояние граждан, но определенный уровень благосостояния приводит к смене приоритетов. И для людей становятся важными такие ценности как свобода, доступность информации, самореализация — творческая, предпринимательская, эстетическая, научная и т. д. А удовлетворить эти потребности режим не может в принципе, поскольку это вещи, противоречащие самому характеру режима. Таким образом, все усилия, направленные на поддержание рейтинга, на выходе будут приводить к его падению. Это и есть феномен мотивационной рейтинговой ловушки.
В.К.: На чем базируется убежденность в необходимости для Лукашенко поддерживать своей рейтинг? Попытаюсь пояснить свой вопрос. Ведь в принципе режим может сместить свои опоры: все более задействовать силовые инструменты, все менее использовать методы соблазна. И в таком случае рейтинг становится менее важной вещью, собственно говоря, он может понижаться без угрозы устойчивости режима.
А.В.: Да, любой режим для своего поддержания использует методы соблазна и методы силовые в каком-то соотношении, и происходит смещение то в одну сторону, то в другую. До сих пор в Беларуси преобладало использование методов соблазна, и в последнее время можно говорить о смещении в сторону насилия. Но эффективность силовых методов не безгранична, и они не являются абсолютным гарантом стабильности режима. Поэтому имеется необходимость использовать обе опоры, и серьезное нарушение соотношения в пользу одной из них также несет угрозу стабильности. Так что поддержание рейтинга необходимо и неизбежно.
В.К.: Еще один вопрос фактически сформулирован Юрием Дракохрустом на конференции BISS. Он касается феномена, обозначенного вами ранее — рутинизации харизмы Лукашенко, «прагматизации» его рейтинга. Можно согласиться, что со временем обаяние лидера приедается, каким бы мощным оно не было, и эмоциональные мотивы его поддержки уступают место рациональным соображениям. Если я правильно поняла Дракохруста, то имеется в виду следующее. Поддержка может быть основана на убежденности в том, что большинство поддерживает этого человека, что поддерживать его правильно, а не поддерживать — опасно. А «рациональные» мотивы поддержки всякий раз изыскиваются таким образом, чтобы оправдать собственную позицию, свое стремление быть в большинстве. Если растет благосостояние, то я поддерживаю власть по причинам правильной экономической политики, не растет — нахожу другие оправдания. И если это так, то падение благосостояния или прекращение его роста может вовсе не привести к падению рейтинга, поскольку неизбежно найдутся другие объяснения — люди их сами себе придумают.
А.В.: Мотив «все так делают» не может работать до бесконечности. Безусловно, какие-то другие причины появятся, но есть определенный, достаточно ясно очерченный круг причин. Материальные мотивы и духовные. И мы видим, что материальные потребности при своей реализации приводят к усилению духовных. А необходимость удовлетворения духовных потребностей приводит к падению рейтинга.
В.К.: И последний вопрос. Общество неоднородно и, соответственно, воображается как состоящее из разных групп. И Лукашенко до сих пор в большей мере опирался на те группы, в которых потребности свободы, самореализации, эстетизации жизни традиционно невелики — причем, видимо, в любом обществе…
А.В.: Я понял ваш вопрос. Процесс заключается в том, что численность этих групп, где важны ценности свободы и самореализации, будет увеличиваться по мере роста благосостояния общества в целом. Это обычный социальный процесс, характерный для практически любой страны.
Обсудить публикацию