Беларусь – Украина: партнёрство вне союзов

Олег Богуцкий

Резюме

В 2015 году сотрудничество с Украиной оставалось одним из приоритетных и стратегически значимых направлений белорусской внешней политики. Проукраинская позиция руководства Беларуси способствовала разрядке в отношениях с Западом. Минск состоялся в качестве основной переговорной площадки по урегулированию конфликта в Донбассе. Снят (во всяком случае на данном этапе) серьёзный раздражитель для официального Киева – размещение российской авиабазы на территории Беларуси.

Ввиду обостряющегося экономического кризиса в регионе, падения цен на энергоносители, которые составляют значимую долю белорусского экспорта, взаимный товарооборот демонстрирует тенденцию к снижению. Несмотря на дружественные отношения официальных Минска и Киева, торговые войны между Украиной и Беларусью приобрели перманентный характер. Однако руководители двух стран демонстрируют готовность к их быстрому разрешению.

Тенденции:

Политический аспект взаимоотношений

На протяжении всего 2015 года украинская тематика постоянно присутствовала в публичной риторике белорусского президента, настроенного проукраински. Значительное место украинской проблематике уделялось в выступлении Александра Лукашенко на Генеральной ассамблее ООН (28 сентября), а также в новогоднем обращении главы государства. Ключевые подходы Беларуси в отношении Украины формулировались следующим образом:

Семнадцатого января 2015 года подобные месседжи озвучил посол Беларуси в Украине Валентин Величко. Его заявления явились своего рода ответом на периодически появлявшиеся в российских и некоторых белорусских СМИ спекуляции на тему, что руководство Беларуси якобы планирует военное участие в Донбассе на стороне России. Кроме того, на фоне инициатив Кремля о предоставлении Донбассу широкой автономии, В. Величко обозначил позицию официального Минска: «Беларусь поддерживает Украину как целостное унитарное государство в рамках действующей Конституции, которая исключает федерализацию».1

В 2015 году Минск закрепился в качестве основной международной переговорной площадки по урегулированию конфликта в Донбассе. На протяжении года здесь проходили переговоры и консультации в рамках работы трёхсторонней контактной группы.

Наиболее значимым событием Минского процесса для руководства Беларуси явились переговоры 11–12 февраля в так называемом «нормандском формате» между П. Порошенко, В. Путиным, А. Меркель и Ф. Олландом. В этот период ведущие лидеры Европы прибыли в Беларусь и лично общались с А. Лукашенко. Участники переговоров выразили благодарность белорусской стороне за высокий уровень организации встречи. В рамках переговоров состоялась личная встреча Александр Лукашенко с Петром Порошенко, который в комментариях СМИ отметил, что «между Украиной и Беларусью нет никаких двусторонних проблем».

В начале 2015 года власти Беларуси предприняли попытку расширить своё участие в Минском процессе в качестве самостоятельного игрока, выступив с несколькими миротворческими инициативами. Так, в январе глава МИД Беларуси В. Макей на встрече с экс-президентом Украины Л. Кучмой сообщил, что Беларусь предложила Украине и России свой вариант урегулирования кризиса в Донбассе, который ранее обсудили белорусский и украинский президенты. Девятого февраля в рамках Мюнхенской конференции по безопасности В. Макей продвигал эти миротворческие инициативы представителям стран Евросоюза, хотя подробности публично не разглашались. Восемнадцатого февраля А. Лукашенко предложил Украине посредничество в урегулировании ситуации в Дебальцеве (где украинские силы попали в окружение), однако инициатива не была востребована сторонами конфликта.

Минский февральский саммит принёс политические дивиденды официальному Минску. В феврале агентство Reuters, ссылаясь на источники в дипломатических кругах Евросоюза, сообщило, что члены Евросоюза согласовали шаги по сближению с Беларусью. «Лукашенко оказался очень полезен во время Минских переговоров», – отметил источник, указав при этом, что члены Евросоюза обсуждают размораживание отношений с Минском.2 Седьмого марта на официальном уровне глава МИД Латвии Э. Ринкевич заявил, что Евросоюз намерен изменить политику по отношению к Беларуси в сторону потепления, так как Брюссель оценил усилия Минска по урегулированию ситуации в Донбассе.

В феврале руководство Украины выступило с инициативой пригласить в зону вооружённого конфликта в Донбассе международных миротворцев. Украинский дипломат А. Чалый сообщил, что в ведущих западных столицах поддерживают эту инициативу, а также инициативу Минска присоединиться к миротворцам. В ряде СМИ появилась информация, что руководство Генштаба Вооружённых сил (ВС) Беларуси приступило к формированию миротворческих подразделений, в задачу которых входит поддержание порядка вне белорусской территории. Ориентировочно речь шла о формировании четырёх батальонов численностью до 1500 военных. При этом отмечалось, что формирование соединений миротворцев совпало с неожиданными манёврами ВС Беларуси, самыми масштабными за весь постсоветский период.

В конце марта в интервью Bloomberg А. Лукашенко высказался в пользу активизации роли США в переговорном процессе по урегулированию украинского кризиса. По его словам, «без американцев в Украине невозможна никакая стабильность».3 Эта инициатива была положительно воспринята в Киеве, однако вызвала раздражение в Москве. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что он исключает возвращение к так называемому «женевскому формату», в котором принимали участие США. Однако в конце апреля А. Лукашенко вновь вернулся к этой инициативе в своём ежегодном послании к белорусскому народу и Национальному собранию.

Весной в СМИ появились сообщения о нарастающем сотрудничестве Беларуси и Украины в сфере ВПК. В частности упоминалось, что Беларусь помогает в перевооружении украинской армии. Отмечалось, что на Оршанском авиаремонтном заводе ремонтируют вертолёты МИ-24 украинской армии, повреждённые в зоне боевых действий.

В мае Беларусь приняла участие в Рижском саммите «Восточного партнёрства», по итогам которого его участники должны были согласовать итоговое совместное коммюнике. Однако Беларусь и Армения не поддержали формулировки, где упоминалось «об аннексии» Крыма Россией. Данный инцидент был негативно воспринят Киевом, однако не привёл к резкому обострению отношений.

Признаком быстрой разрядки в двусторонних отношениях после рижского инцидента явилось заявление главы МИД Украины П. Климкина. В ходе июньского заседания межпарламентского совета «Украина – НАТО» он подчеркнул, что Беларусь имеет европейское будущее, и призвал Евросоюз активизировать сотрудничество в направлении достижения безвизового режима для Беларуси.4

Глава МИД Беларуси совершил визит в Украину (12–16 августа), в ходе которого обсуждались не только политические отношения, но и экономические аспекты. В Одессе Владимир Макей провёл трёхсторонние переговоры с главами МИД Украины и Литвы П. Климкиным и Л. Линкявичусом. Основной целью поездки заявлено изучение возможности расширения поставок грузов через украинские морские торговые порты.

На протяжении прошедшего года одной из наиболее острых проблем в двусторонних отношениях выступала тема размещения на территории Беларуси российской авиабазы. Второго декабря 2015 года глава МИД Украины П. Климкин заявил, что Украина проанализирует угрозы в связи с тем, что Беларусь входит в военный альянс под руководством России. При этом он отметил, что пока украинская сторона не может сказать точно, о какого рода угрозах идёт речь, но после оценки рисков Украина вынесет соответствующее решение.

Ранее 30 октября, на оперативном сборе командного состава ВС Республики Беларусь, А. Лукашенко прямо заявил, что российская авиабаза с военной точки зрения не нужна ни Минску, ни Москве. В ходе последующих декабрьских визитов главы Беларуси в Москву вопрос о размещении авиабазы так и не был решён, что было позитивно воспринято официальным Киевом.

Позиция официального Минска в отношении Украины и отказ от размещения российской авиабазы стимулировали новой этап потепления в отношениях Беларуси с Западом. В октябре Евросоюз официально приостановил на четыре месяца санкции в отношении А. Лукашенко и ещё 170 граждан Беларуси, а также трёх юридических лиц («БелТехЭкспорт», «БелТехХолдинг», «СпецПриборСервис»). Тогда же Минфин США приостановил на полгода санкции против ряда должностных лиц и предприятий Беларуси.

Вскоре после этого премьер-министр Украины Арсений Яценюк сделал заявление о нецелесообразности изоляции Беларуси. Накануне принятия решения о приостановке санкций Госсекретарь по европейским делам при МИД Франции А. Дезир отметил, что «Евросоюз стремится приблизить к себе Беларусь – не для приёма в Евросоюз, но как партнёра для стабилизации региона».5 Роль Беларуси в урегулировании украинского кризиса обсуждалась в ходе визита Владимира Макея в Берлин на переговорах с главой МИД Германии В.Ф. Штайнмайером.

В декабре Беларусь и другие страны ЕврАзЭС – Казахстан, Кыргызстан и Армения – не поддержали Россию в вопросе отказа от Зоны свободной торговли с Украиной, действующей в рамках СНГ. Тем не менее А. Лукашенко сделал ритуальное заявление о своей «озабоченности» началом действия с 1 января 2016 года соглашения о Зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, повторив аргументы В. Путина о том, что через Украину европейские товары могут хлынуть на внутренний рынок.

На протяжении всего 2015 года шёл процесс демаркации госграницы двух стран. Двадцать седьмого апреля Пётр Порошенко подписал закон «О ратификации соглашения между Кабинетом министров Украины, правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о точке стыка государственных границ Украины, Республики Беларусь и Республики Польша», одобренный Верховной радой Украины 8 апреля. Эта тема стала одной из основных в ходе визита В. Макея в Киев (август).

В сентябре Госпогранкомитет Беларуси сообщил, что демаркация началась на стыке Беларуси, Украины и Польши. Ожидается, что работы по обозначению государственной границы будут завершены в 2016 году. Вопрос демаркации принципиально важен для Украины в контексте её интеграционных планов с Евросоюзом, а также возможности обращения о приёме в НАТО.

Белорусская сторона постоянно демонстрировала готовность оказать помощь Украине в вопросах энергетической безопасности. В начале года Украина столкнулась с довольно острым кризисом в сфере электроэнергетики, вызванном проблемами в углепроме вследствие конфликта в Донбассе, что в свою очередь спровоцировало дефицит электроэнергии. В этой связи Киев высказал заинтересованность в импорте электроэнергии из Беларуси. Двадцать пятого февраля министр энергетики Беларуси В. Потупчик заявил, что Беларусь полностью подготовлена для поставок электроэнергии в Украину.

Обсуждались также новые направления сотрудничества в нефтяной сфере. В Киеве рассматривались варианты перевода части электростанций на мазут ввиду возникшего дефицита угля и проблем с поставками российского газа. Большую часть мазута предполагалось импортировать из Беларуси. Кроме того, «Нафтогаз Украины» периодически поднимает вопрос о возможности переработки нефти «Укрнафты» на давальческой основе на Мозырском НПЗ. Соответствующее предложение направлено белорусскому предприятию в конце января. Несмотря на позитивное отношение белорусской стороны, эти проекты так и не были реализованы.

Торгово-экономические отношения

По итогам 2015 года, в белорусской внешней торговле Украина заняла второе место по объёму оборота, третье – по экспорту и пятое – по импорту (в 2014 году – соотв. второе, второе и четвёртое места). Сохранялось значительное положительное сальдо во взаимной торговле, которое по итогам года составило USD 3.471 млрд (в 2014 году – 5.753 млрд). Белорусский экспорт, по сравнению с 2014 годом, снизился с USD 4.064 млрд до 2.521 млрд, импорт сократился с USD 1.689 млрд до 950 млн.6

Основную долю белорусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты, газ сжиженный и битум – USD 1.825 млрд, или 72.42%; для сравнения: в 2014 году – USD 3.311 млрд. При этом физические объёмы поставок упали всего лишь на 1.5%, то есть падение статистики экспорта связано преимущественно с падением цен на нефть и нефтепродукты. Другие значимые направления белорусского экспорта, USD млн: удобрения минеральные и азотные – 91.389, тракторы и седельные тягачи – 57.029, шины – 54.105, стекло полированное – 23.322.7

Самыми значимыми направлениями импорта из Украины являются отходы от извлечения растительных масел (USD 194.328 млн), продукция металлургии, а также масло растительное, части подвижного состава, кондитерские изделия, лекарства.

Важным событием в двусторонних торговых отношениях (январь) явилось соглашение сторон о переходе на расчёты в гривнах по долгосрочным контрактам (кроме нефтепродуктов). МИД Беларуси объяснил этот шаг недостатком валютных средств для выполнения международных договоренностей. Несмотря на неоднозначность такого решения с экономической точки зрения ввиду скачкообразных колебаний украинской национальной валюты, большинство экспертов отметили, что в долгосрочной перспективе это поможет Беларуси закрепиться на украинском рынке.

Несмотря на значимость отношений между Минском и Киевом, осенью произошло очередное резкое обострение в сфере торговли. Инициатива исходила от Беларуси, которая 27 августа ввела обязательную санитарно-гигиеническую экспертизу импортной продукции, что привело к существенному ограничению доступа украинских товаров. Наиболее пострадала кондитерская отрасль, потери которой составили около UAH 40 млн.

В ответ 25 ноября украинская Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о введении с 20 января 2016 года антидемпинговых пошлин на импорт некоторых белорусских товаров, если Беларусь не отменит дискриминационные меры против украинского экспорта. Новой пошлиной мог быть обложен практически весь белорусский экспорт, кроме нефтепродуктов. Конфликт был разрешён 28 декабря в Минске в ходе Второго заседания белорусско-украинской Рабочей группы высокого уровня по вопросам взаимной торговли, где стороны согласовали алгоритм совместных действий по снятию ограничительных мер.

Весной возник острый конфликт вокруг деятельности в Украине белорусской авиакомпании «Белавиа», который разрешился в апреле. Украинские авиационные власти выдали разрешение «Белавиа» на четырнадцать полётов в неделю между Минском и Киевом. Кроме того, авиакомпании «Международные авиалинии Украины» и «Белавиа» продлили действующее код-шеринговое соглашение, которое позволяет авиаперевозчикам совместно эксплуатировать рейсы.

Конфликт утратил актуальность осенью, когда Россия и Украина ввели взаимные запреты на полёты. В этой ситуации Минск стал одним из ключевых транзитных коридоров для возобновления удобного авиасообщения между Украиной и Россией.

В связи с взаимными санкциями Украины и России, Беларусь получила серьёзные выгоды, наладив существенный реэкспорт украинской продукции в Россию. Для примера, осенью отмечалось 18-кратное увеличение импорта Беларусью украинских яблок для последующего реэкспорта в Россию.

Заключение

На протяжении 2015 года двусторонние отношения имели стабильный характер и оставались стратегически значимыми для обеих стран. Беларусь объективно заинтересована удержать Украину в качестве одного из крупнейших рынков сбыта своей продукции. Значительным шагом в этом направлении явилось использование гривны во взаимной торговле.

Проукраинская позиция позволила официальному Минску быстро и с минимальными уступками нормализовать отношения с Западом, добиться снятия санкций. Наиболее значимым шагом белорусской стороны в контексте двусторонних отношений явился отказ от размещения в Беларуси российской военной базы.

В свою очередь официальный Киев заинтересован в максимальной безопасности своей северной границы, бесперебойных поставках нефтепродуктов, реализации других проектов, связанных с энергетической безопасностью и нейтрализацией попыток России ввести ограничительные торговые меры в рамках ЕАЭС.