Реальный сектор: с надеждами на частную инициативу

Вадим Сехович

Резюме

В 2014 году реальный сектор белорусской экономики вступил в самый серьёзный за последние пятнадцать лет кризис. Если в 2011, кризисном, году белорусский бизнес мог компенсировать потери, понесённые в результате падения платежеспособного спроса в стране, наращиванием продаж в России и Украине, то теперь это невозможно – с 2014 года кризисные явления в этих странах и в Беларуси синхронизировались.

Политика белорусского правительства по удержанию курса рубля в условиях девальвации валют на ключевых экспортных рынках привела к сокращению доходности экспортных поставок и усугубила финансовое положение в первую очередь предприятий госсектора. Со значительными убытками 2014 год завершили валообразующие предприятия промышленности – МАЗ, МТЗ, БелАЗ, «Гомсельмаш».

Рост отмечен в производстве калийных удобрений и нефтепереработке, что обеспечило главные поступления в бюджет. Белорусские компании, занятые переработкой сельскохозяйственного сырья, воспользовались санкциями, введёнными Россией. Однако эмбарго рассчитано лишь на год, тогда как рост в отрасли ограничен внутренними (сокращение поголовья свиней) и внешними (запрет на ввоз свинины из Евросоюза, нетарифные ограничения со стороны российских регуляторов) факторами.

В секторе услуг от санкций и продовольственного эмбарго пострадали автомобильные перевозчики. При этом рост показала IT-отрасль, привлекшая в прошлом году крупных стратегических инвесторов из Японии, США, Южной Кореи, России.

Тенденции:

Промышленность: машиностроение в аутсайдерах

В прошедшем году промышленность Беларуси показала рост: темп производства продукции составил 101.9% (в текущих ценах BYR 668386.9 млрд). Положительная динамика обеспечивалась главным образом за счёт добычи калийной руды и нефти, производства калийных удобрений и нефтепереработки. В горнодобывающем секторе прирост составил 41.7% по сравнению с 2013 годом, химическое производство (включая выпуск удобрений) выросло на 25.1%, нефтепереработка – на 8.5%.1

Две последние позиции относятся к обрабатывающему сектору, на который приходится около 90% промышленного производства страны (BYR 599721.9 млрд). Здесь прирост составил всего 0.4%; химия и нефтепереработка – две отрасли, которые показали рост в прошлом году.

Падение цены на нефть, сужение рынка капитала вследствие западных санкций, ослабление российского рубля и, как следствие, снижение платежеспособного спроса в России негативно отразились на промышленности Беларуси, традиционно ориентированной на российский рынок (50% всего объёма экспорта). Падение доходности экспорта2 более всего затронуло белорусских машиностроителей. Самое значительное падение, по итогам 2014 года, зафиксировано в производстве транспортных средств и оборудования (78.7% к 2013 году), машин и оборудования (80.2%). Объём производства карьерных самосвалов сократился до 58.1%, грузовых автомобилей – до 68.6%, автобусов – до 69.2%, двигателей внутреннего сгорания – до 77.3%, тракторов – до 83.3%, зерноуборочных комбайнов – до 85.6% к 2013 году. На 18.4% сократился выпуск бытовых холодильников и морозильников.

Некоторые предприятия были вынуждены закрыться из-за проблем со сбытом. Весной 2014 года признано банкротом совместное белорусско-российское предприятие «Атлант-СМ», выпускавшее в Смоленске холодильники и морозильники под маркой «Атлант».

Политика правительства Михаила Мясниковича, направленная на укрепление курса белорусского рубля на фоне парада девальваций в России, Украине и Казахстане, привела к падению доходности экспортных поставок. Около 95% белорусского экспорта в Россию оплачивалось в российских рублях, что обеспечило резкое снижение долларового эквивалента выручки. Белорусские машиностроители впервые за последние годы стали убыточными. По итогам трёх кварталов 2014 года, тройку наиболее убыточных белорусских ОАО составили БелАЗ, МАЗ и МТЗ. Значительные убытки зафиксированы у «Гомсельмаша» и других предприятий отрасли. Многие предприятия вынужденно перешли на сокращённую рабочую неделю и уменьшили среднесписочную численность работников.

Политическая и экономическая нестабильность в Украине привела к сокращению (за исключением топлива) поставок белорусских товаров и услуг на второй по значению экспортный рынок.

Белорусские экспортёры, ориентированные на рынки России и Украины, пытались диверсифицировать сбыт за счёт новых рынков в Азии, Африке, Латинской Америке. Но компенсировать потери в России и Украине им всё же не удалось. К новым рынкам в 2014 году добавилась только Уганда.3

Продовольственное эмбарго, введённое в августе 2014 года правительством России в ответ на санкции США, Евросоюза, Норвегии, Австралии и Японии, позволило производителям продуктов питания нарастить поставки в Россию. В частности, поставки сыра выросли на 26.3%, мяса птицы – на 19.5%. Однако в результате сложившейся ситуации с курсом российского рубля снизилась доходность поставок. Ещё около USD 100 млн потеряли белорусские экспортёры продовольствия ввиду массовых ограничений со стороны контрольных органов России. В целом за год производство пищевых продуктов (включая напитки и табак) не только не выросло, но даже сократилось на 1.8%.

Сельское хозяйство: не хватает мяса и эффективности

Российское продовольственное эмбарго явилось приятным сюрпризом для белорусских переработчиков сельскохозяйственной продукции, которые, однако, не смогли эффективно использовать предоставленную возможность, прежде всего ввиду недостатка сырья. В первую очередь это относится к мясу. В прошлом году производство мяса скота и птицы (в живом весе) сократилось до 1.55 млн тонн, из которых 38% составила птица, 35% – крупный рогатый скот и 27% – свинина.

Белорусский АПК не смог решить проблему восстановления поголовья свиней, в 2013 году сократившегося на 22.2% в связи с распространением африканской чумы свиней (АЧС). Более того, в течение 2014 года поголовье сократилось ещё на 10.8%, до около 2.5 млн голов. В итоге, на свинокомплексах получено около 350 тыс. тонн свинины, что на 13% меньше, чем в 2013 году. На текущий год правительством поставлена задача увеличить поголовье до 3.3 млн свиней и нарастить производство свинины на 100 тыс. тонн.

Мясокомбинатам, многие из которых понесли крупные убытки в прошлом году, добавило проблем то обстоятельство, что с начала 2014 года из-за АЧС запрещён ввоз свинины из Евросоюза. В итоге решать проблемы с сырьём пришлось через организацию поставок из Украины и Молдовы, но больше всех здесь преуспели балканцы. По итогам 2014 года, лидером по темпу роста поставок мяса, и прежде всего свинины, в Беларусь стала Черногория, импорт из которой вырос в 93 раза. Крупнейшим поставщиком свинины также явилась Сербия, в придачу белорусские мясокомбинаты импортировали из Македонии и Боснии и Герцеговины.

В молочной отрасли производители установили рекорд по товарности (количеству проданного к надоенному), выйдя на уровень 89.2%. В 2014 году получено 6.2 млн тонн молока, продано – 5.6 млн тонн. Однако по ключевому качественному показателю отрасли – среднему удою на корову – большинство валообразующих предприятий отрасли («Александрийское», «Журавлиное», «Василишки» и др.) занимают места во второй половине соответствующего рейтинга.4

В связи с ростом спроса на молочные продукты в соседней России даже рекордных объёмов не хватило. С осени практически все белорусские предприятия приступили к массовому завозу молочного сырья из стран Евросоюза – Польши, Литвы, Латвии. Это вызвало нарастание напряжённости с российскими регуляторами. Импорт молочного сырья из Евросоюза продолжился и в текущем году.

В целом, в 2014 году производство сельскохозяйственной продукции в Беларуси выросло на 3.1%, составив BYR 131.4 трлн. В качестве заметной тенденции следует выделить то, что отрасль, которая ранее в основном развивалась за счёт государственных дотаций, начинает привлекать частных инвесторов.

В 2013–2014 годах инвестиционные проекты реализовали несколько крупных бизнесменов. В 2013 году владельцы Торгового дома «Ждановичи» купили в Воложинском районе три хозяйства и создали на их базе агрохолдинг. В том же Воложинском районе Алексей Олексин и Юрий Чиж запускают крупнейшее в стране производство беконной свинины «Данпрод». Владелец контрольного пакета одного из самых современных молокоперерабатывающих производств Беларуси Туровского молочного завода Игорь Чернявский («Премьерлизинг») в прошлом году начал инвестирование в мясоперерабатывающий комбинат, который он строит в Болбасово под Оршей. Владельцы крупнейшего розничного бизнеса «Евроопт» приобрели птицефабрику в Олехновичах в 2014 году и наладили на ней выпуск бройлеров.

Малоритский филиал «Савушкина продукта» «Савушкино», по итогам 2014 года, вошёл в топ 20 эффективных молочных хозяйств страны. В 2015 году в строительство новой птицефабрики инвестирует владелец крупнейших фабрик-производителей мяса птицы «Серволюкс Агро» и «Смолевичи Агро» Евгений Баскин. В 2014 году на этих фабриках произведено около 26% всего мяса птицы, поставлена задача увеличить долю до 30%. Бизнес Баскина уже сейчас входит в топ 7 крупнейших производителей мяса птицы в Евразийском экономическом союзе. Литовский бизнесмен Видмантас Кучинскас планирует открыть фермы и производства мяса индейки в Лидском и Солигорском районах, а также в Могилёвской области.

Управление делами Президента Беларуси продолжает создавать крупнейший в стране агрохолдинг «Мачулищи». В прошлом году ему переданы сельскохозяйственные активы «Беларусбанка». На сегодняшний день «Мачулищи» являются крупнейшим в Беларуси производителем молока; агрохолдинг производит мясо свинины, птицы, в него также входят молокоперерабатывающие заводы, расположенные в Шклове и Пружанах.

Услуги: белорусский рынок IT созрел для глобальных инвесторов

В прошедшем году в торговле товарами отрицательное сальдо Беларуси составило USD 4395.6 млн при объёме экспорта 36392.3 и импорта 40787.9 млн. На этом фоне рынок услуг обеспечил белорусской внешней торговле положительное сальдо в размере USD 2208.4 млн, при этом экспорт составил USD 7819.8 млн, импорт – 5611.4 млн. К тому же белорусский сектор услуг ориентирован в основном на рынки вне СНГ, что важно ввиду снижения доходности экспорта на российский рынок. В прошлом году на эти рынки пришлось 66.7% всего экспорта, что позволяет присутствующим в сегменте бизнесам достаточно уверено чувствовать себя даже в условиях кризиса.

В секторе услуг впечатляет продолжающийся прогресс белорусской IT-индустрии. Основные поставщики услуг по разработке программного обеспечения во главе с EPAM Systems вновь увеличили объёмы экспорта, ещё в 2013 году опередив США и Индию по экспорту компьютерных услуг на душу населения. В 2014 году экспорт компьютерных услуг увеличился ещё на 24.3%, составив USD 689.9 млн, положительное сальдо – около USD 600 млн. На фоне снижения доходности транспортной сферы и отрицательного сальдо, которое сформировалось в строительной отрасли, темпы в IT-индустрии явились важнейшим фактором роста всего реального сектора.

Наибольшую динамику демонстрировали белорусские производители IT-продуктов. В прошлом году они привлекли внимание крупных стратегических инвесторов. В начале года компанию Viber, главные центры разработок которой находятся в Минске и Бресте, приобрёл японский интернет-концерн Rakuten за USD 900 млн. Осенью 2014 года американский интернет-гигант InterActive Corp купил одного из мировых лидеров по разработке мобильных приложений Apalon. По разным оценкам, сумма сделки могла составить USD 25–30 млн.

Одна из крупнейших российских IT-компаний Mail.Ru Group стала собственником белорусского картографического сервиса Maps.Me. В 2014 году на белорусский IT-рынок пришла южнокорейская компания SK Hynix, занимающая второе место в мире по производству чипов. В Беларуси компания приобрела центр разработок прошивок для флеш-памяти Softeq.

Отметим традицинно высокую в последнее время активность белорусских инвесторов на международном IT-рынке. В 2014 году рекордные в своей истории инвестиции в США, Армении и Гонконге сделала компания EPAM Systems. Wargaming.net стал владельцем новых активов на китайском и американском рынках интернет-игр и вместе с мировыми гигантами Zynga и Nexon создал венчурный фонд Seed Fund для инвестирования в Европе. Созданная с участием белорусского капитала венчурная компания Fenox Venture Capital продолжила инвестирование в IT-технологии в США, Японии, Сингапуре, Малайзии, Индонезии и вышла на рынок Бангладеш.

В конце 2014 года Министерство финансов Беларуси, занятое поиском дополнительных ресурсов, предложило увеличить для сотрудников компаний-резидентов Парка высоких технологий (ПВТ) ставку подоходного налога с 9 до 10% и повысить в три раза отчисления в Фонд социальной защиты населения. Руководство ПВТ и владельцы IT-бизнесов однозначны в оценке, что таким образом устраняется одно из главных преимуществ белорусских разработчиков на мировом рынке. Это негативно отразится на инвестиционном имидже ввиду возможного изменения специального правового режима, установленного для резидентов ПВТ до 2020 года.

Заключение

С момента проведения в конце 2014 года девальвации белорусского рубля реальный сектор страны функционирует в условиях снижения платежеспособного спроса и на внутреннем рынке. Таким образом, в отсутствие серьёзных ресурсов и ввиду зависимости экономической ситуации от внешних факторов на первый план выходят запас прочности и эффективность. К сожалению, в белорусской экономике немногие предприятия и редкие отрасли могут похвастаться достижениями в этом направлении.

Новый состав правительства, сформированного в конце 2014 года – по крайней мере, в аспекте персонального состава, – внушает некоторую надежду на возможность адекватных решений в период кризиса. В пользу этого свидетельствуют первые шаги и программные заявления (декларации о равном доступе частного и государственного бизнеса к государственной поддержке, ставка на инвестиции в сектора и т. д.). Однако инициативы кабинета Андрея Кобякова с самого начала сталкиваются с позицией приверженцев административных методов экономического регулирования, занявших руководящие должности в Администрации президента Республики Беларусь.

Экономическая ситуация в России, во многом зависимая от цены на нефть, экономические санкции, при возможности их расширения, усугубляют положение крупных промышленных предприятий госсектора Беларуси. Такие предприятия не внесены в утверждённый план приватизации на 2015 год. Однако нельзя исключать и того, что они могут стать новыми примерами государственно-частного партнёрства с участием, в первую очередь, крупного национального капитала.

Увеличение доли частного бизнеса в формировании ВВП продолжится. Частный сектор постепенно занимает лидирующее положение в формировании других важных макроэкономических показателей. В прошлом году крупнейшим работодателем Беларуси впервые стала частная структура – розничный оператор «Евроторг», в котором на начало 2015 года было занято свыше 30 тыс. человек. Это в 1.5 раза больше, чем работающих на МАЗ. Развитие частного сектора решает вопросы трудоустройства сотрудников стагнирующих предприятий госсектора.

Белорусские компании имеют необходимые резервы для увеличения доли на международном IT-рынке и для привлечения крупных инвестиционных ресурсов. Кризис в России делает Беларусь привлекательной для массовой миграции российских компаний и сотрудников.

В 2015 году возможно заключение нескольких крупных M&A-сделок с участием белорусских продуктовых компаний и международных IT-бизнесов. Однако существует опасность, что в свете кризисных тенденций существующие условия хозяйствования могут быть пересмотрены. Кроме того, в 2016 году в Литве открывается собственный IT-парк.

Из других отраслей, которые имеют перспективы роста в ближайшие годы, следует упомянуть фармацевтическое производство и переработку сельскохозяйственного сырья.