Национальная система СМИ: спираль неэффективности

Елена Артёменко

Резюме

Структура медиапотребления в Беларуси меняется незначительно: роль традиционных медиа – при доминирующем положении телевидения на информационном рынке страны – практически не снижается. Между тем события 2014 года и их отражение в общественном сознании продемонстрировали все слабости национальной медиасферы. Применительно к российско-украинскому конфликту в общественном мнении доминирующей оказалась пророссийская позиция, которая транслировалась внешними, преимущественно российскими, СМИ.

Ситуация со свободой слова значительно ухудшилась в связи с экстренным принятием поправок в закон о СМИ. Новый закон обставляет дополнительными ограничениями деятельность интернет-ресурсов и традиционных медиа. Экономический кризис, начавшийся в 2014 году, будет способствовать ещё большей деградации белорусской системы медиа.

Тенденции:

Количественные характеристики и структура медиапотребления

В последние годы структура медиапотребления в Беларуси меняется незначительно. Роль традиционных медиа практически не снижается при явном доминировании телевидения на информационном рынке страны.

Изменения в структуре использования каналов информации можно считать незначительными по сравнению с 2013 годом, что подтверждают результаты исследования медаисферы, проведённого экспертами Информационно-аналитического центра (ИАЦ) при Администрации президента.1 По данным исследования, в ответ на вопрос: «Из каких источников вы обычно получаете необходимую информацию о жизни в Беларуси и за рубежом?» – 85.6% респондентов указали телевидение (рис. 1). Этот показатель сохраняется на стабильном уровне: 2011 год – 85.0%, 2012 – 86.0%, 2013 год – 86.1%.

Рис. 1. Динамика распределения ответов на вопрос: «Из каких источников вы обычно получаете необходимую информацию о жизни в Беларуси и за рубежом?», 2009–2014 гг., %

Популярность телевидения остаётся высокой, несмотря на рост числа тех, кто в качестве основного источника информации рассматривает Всемирную сеть: за четыре года их удельный вес увеличился с 32 до 53%. С одной стороны, это свидетельствует о том, что на практике потребители совмещают использование различных каналов коммуникации. С другой стороны, на фоне роста потребления интернет-информации не увеличивается охват аудитории новостными интернет-ресурсами.

Наряду с сохранением ведущей роли телевидения, популярность других традиционных средств коммуникации с течением времени также не снижается или снижается незначительно. В 2014 году в качестве основного источника информации 43.8% респондентов указали прессу (показатель 2011 года – 40.6%), 28.2% – радио (2011 год – 31.3%).

В государственном сегменте традиционных медиа предпринимаются шаги по улучшению качества услуг, однако речь идёт только о техническом усовершенствовании. Согласно «Государственной программе внедрения цифрового телевизионного и радиовещания в Республике Беларусь до 2015 года», в прошедшем году расширялась зона вещания цифрового телевидения; начался процесс поэтапного отключения аналогового телевизионного вещания. Официальный сайт РУП «Белорусский радиотелевизионный передающий центр» сообщил о том, что трансляция «обязательного общедоступного пакета» телепрограмм осуществляется на всей территории Беларуси.

Кроме того, происходит постепенный отказ от проводного радиовещания. «Учитывая значительные финансовые затраты, необходимые для эксплуатации и обслуживания сети проводного вещания, а также в целях предоставления населению технической возможности круглосуточного приёма звуковых программ, РУП “Белтелеком” постоянно проводит ряд мероприятий по оптимизации указанной сети», – сообщается на сайте РУП «Белтелеком».2 Одним из основных мотивов пересмотра технологий выступает оптимизация затрат.

По этой же причине, связанной с оптимизацией затрат, происходят изменения в структуре управления государственными печатными изданиями. В настоящий момент в планах министерства информации не только объединение редакций ведущих национальных изданий, но и сокращение количества выпускаемых изданий. Так, предусматривается выпуск единого республиканского общественно-политического издания силами медийного холдинга «Советская Белоруссия», который в настоящий момент издаёт газеты СБ. Беларусь сегодня, Рэспубліка, Белорусская нива, Знамя юности, Народная газета.

Между тем следует отметить, что рынок печатных изданий растёт. По состоянию на конец 2013 года, общее количество зарегистрированных в Беларуси печатных изданий составило 1 555, в т. ч. 1 145 – частные, 410 – государственные; 82 издания зарегистрировано в 2013 году.3 На 1 октября 2014 года этот показатель составил 1 572 наименования. При этом в Беларуси, по данным исследования «Медиасфера Беларуси. Социологический аспект», снижается влияние газет среди печатных СМИ. Авторы исследования отмечают, что на начало 2014 года, в сравнении с 2012 годом, количество наименований журналов выросло на 2.7%, а их годовой тираж увеличился с 65.4 до 75.7 млн экземпляров. Тогда как количество наименований газет уменьшилось на 1.2%, годовой тираж сократился с 467.3 до 455.0 млн экземпляров.4

Таким образом, в интересах экономии ресурсов планируется централизация рынка печатных СМИ. Это может негативно сказаться на конкурентоспособности негосударственных изданий. Движение от плюрализма и сегментации к централизации печатных СМИ снижает эффективность рекламы в данном канале массовой коммуникации, что может оказать негативное воздействие на финансовое положение печатных СМИ в целом. Кроме того, снижается роль социально-политических изданий, каковыми в первую очередь являются газеты, по сравнению с журналами, предлагающими тематический или развлекательный контент. Реализации планов по оптимизации портфеля общественно-политических изданий может привести к тому, что эта тенденция только усилится.

Общественное мнение: фиаско национальных медиа

Российско-украинский конфликт и его отражение в общественном сознании в Беларуси продемонстрировали чрезвычайно низкую эффективность национальных общественно-политических медиа – как государственных, так и независимых. Несмотря на сдержанную, сбалансированную позицию национальных медиа в освещении событий в Украине, большинство белорусов приняли «пророссийскую» точку зрения. Так, по данным июньского исследования Независимого института экономических и социально-политических исследований (НИСЭПИ),5 на вопрос: «Как вы оцениваете присоединение Крыма к России?» – 26.9% белорусов выбрали вариант ответа «это империалистический захват, оккупация», 62.2% – «это возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости». На вопрос: «Как вы оцениваете события, которые весной этого года происходили на востоке Украину, в первую очередь в Донецкой и Луганской областях?» – 65.5% опрошенных ответили: «это народный протест против нелегитимной власти», тогда как только 23.2% указали, что «это мятеж, организованный Россией».6

Можно выдвинуть предположение, что «пророссийская» точка зрения является «первичной» и внятно артикулированной позицией, поэтому она разделяется большинством белорусов. Отечественные независимые медиа не смогли оказать решающего воздействия на общественное мнение, тогда как официальные СМИ не предложили своей аудитории чётко сформулированной позиции.

Впоследствии эта доминантная точка зрения оказала влияние и на выбор белорусами источников информации. В 2014 году наблюдался рост популярности российских информационных ресурсов. Так, в августе 2014 года, по данным GemiusAudience, охват аудитории информагентства RIA.ru превысил показатель охвата ресурса Naviny.by.7

Данные исследования ИАЦ «Медиасфера Беларуси. Социологический аспект» также указывают на рост популярности российских медиа. Месячный охват аудитории телеканала ОНТ, по данным опроса, снизился с 72.1% в 2013 году до 67.7% в 2014 году, Беларусь-1 – соотв. с 64.6 до 62.3%, в то время как охват российского НТВ-Беларусь вырос с 57.0 до 59.4%, а аналогичный показатель РТР-Беларусь – с 49.7 до 53.6%.8

Процесс перераспределения белорусской аудитории в пользу российских медиа – и, соответственно, популяризации пророссийской позиции применительно к событиям в Украине – становится самоподдерживающимся. В силу слабого потенциала белорусские медиа не оказывают существенного воздействия на этот процесс, который во многом определяется эффектами закручивания «спирали молчания», в терминологии Э. Ноэль-Нойман. Ввиду того что проукраинская позиция не озвучивается в национальных медиа, в том числе публичными фигурами, к мнению которых легко апеллировать, гражданам Беларуси гораздо проще демонстрировать свою приверженность доминирующей пророссийской позиции.

Тем не менее нельзя сказать, что эта позиция соответствует глубинным убеждениям и мировоззрению белорусов. Об этом свидетельствует рост рейтинга президента А. Лукашенко, который весь прошедший год придерживался нейтралитета и в целом высказывался в поддержку новой украинской власти. То, что белорусы не идентифицируют себя с россиянами или советскими людьми, подтверждается и результатами июньского опроса НИСЭПИ по поводу ежегодного послания президента белорусскому народу и Национальному собранию (табл. 1).9

Вариант ответа Согласен Не согласен
«Мы не пророссийские, не проукраинские и не пропольские,
мы – не русские, мы – белорусские!»
71.3 19.4
«В обществе должна быть терпимость к разнообразию взглядов,
дискуссии и критике»
72.1 20.8
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к следующим заявлениям, которые президент А. Лукашенко сделал в ходе Послания?», %

Некоторое противоречие между пророссийской позицией и ростом рейтинга Лукашенко с его «изоляционистскими» высказываниями указывает на то, что поддержка белорусами российской стороны имеет преимущественно информационный, пропагандистский характер. Что свидетельствует о неготовности национальной системы медиа к внешней информационной интервенции.

Закон о СМИ: ухудшение ситуации со свободой слова

Утрата контроля над общественным мнением со стороны государства одним из своих эффектов имела экстренное принятие обновлённого закона «О средствах массовой информации». Семнадцатого декабря 2014 года законопроект о дополнениях в закон о СМИ принят в двух чтениях Палатой представителей, 18 декабря одобрен Советом Республики, 20 декабря подписан белорусским президентом. Анализируя основные изменения, вносимые в закон о СМИ, заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) А. Бастунец перечисляет вытекающие из них ограничения для медиа.10

В новом законе владельцы интернет-ресурсов определяются не как «редакция СМИ», а как «распространитель продукции СМИ». Они лишаются права выдавать своим сотрудникам удостоверения журналиста, равно как и других прав редакции. При этом к ним предъявляются такие требования, как, напр., обязанность публиковать опровержения и отслеживать комментарии к публикациям. Официальные органы получают законное право блокировать доступ к интернет-ресурсам белорусского сегмента сети, а также сайтам, находящимся за его пределами. Блокирование осуществляется министерством информации во внесудебном порядке, причём в законе ничего не сказано о возможности судебного обжалования такого решения.

Помимо контроля над интернет-ресурсами, появляются дополнительные рычаги контроля над медиасферой в целом. Вводятся Государственные реестры распространителей печатных СМИ и распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ; деятельность без включения в реестр будет считаться незаконной. Расширяется также перечень информации, запрещённой к распространению. Критерии для определения «запрещённой» информации при этом размыты, что предоставляет государственным органам широкие возможности для оказания давления на медиа и распространителей. Увеличиваются сроки применения санкций, а также сроки приостановления выпуска СМИ министерством информации.

В ежегодном мониторинге ситуации со свободой слова11 специалисты БАЖ отмечают некоторое снижение количества задержаний журналистов (с 50 в 2013 до 23 в 2014 году). Однако сохраняются практика преследования журналистов, ограничение доступа журналистов к информации, препятствование деятельности журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ, экономическая дискриминация независимых медиаструктур.

Помимо этого, в 2014 году оказались задействованы новые незаконные практики давления на СМИ. После девальвации национальной валюты 19 декабря 2014 года более десяти интернет-ресурсов были заблокированы, при этом государственные органы взяли на себя ответственность за блокировку только в случае onliner.by. Общий вывод авторов мониторинга, с учётом принятия дополнений в закон о СМИ, ожидаемо сводится к тому, что в прошедшем году ситуация со свободой слова в Беларуси ухудшилась.

Заключение

В 2014 году в Беларуси не только не возникло предпосылок для развития медиасферы, но стали более заметными факторы её деградации. Одна из характеристик отечественного медиарынка – доминирование внешних источников информации (российской пропаганды) в аспекте формирования общественного мнения.

Политика в отношении государственных средств массовой информации направлена в первую очередь на экономию ресурсов, а не на развитие национальной системы СМИ. Модернизация медиа имеет, в основном, технический характер.

С принятием нового закона о СМИ ухудшаются условия функционирования независимых массмедиа. Для воздействия на независимые ресурсы применяются нелегальные методы, такие как блокировка интернет-сайтов в конце декабря 2014 года.

Ужесточение политики в отношении независимых медиа на фоне углубляющегося экономического кризиса приведёт к сжатию медиарынка, что может поставить под удар его будущее развитие.