Belarus and Developing Countries: Looking for new ‘Venezuelas’

Andrei Yeliseyeu

Summary

In 2014, Belarusian diplomats kept looking for new ‘Venezuelas’ (as President Alexander Lukashenko used to say) in Asia, Africa and Latin America. Certain progress was achieved in this direction: the assembly of tractors was launched in Cambodia, and similar contracts were signed with Mozambique and Nigeria. However, in general, Belarus’ achievements in fostering trade and economic relations with developing countries 1 are quite modest.

The cultivation of new foreign markets is sluggish not only because Belarusian goods are poorly competitive and the state-run economy is usually shiftless, but also due to a variety of external factors. Political and military tension in the Middle East impedes Belarus’ trade with the region. Uncertainty about the future of a number of joint projects in Latin America is caused by a global oil price downturn, which hits the economies of the partner countries.

Last year, Belarus’ foreign trade balance with developing countries slightly improved mainly owing to increased supplies of Belarusian potash fertilizers.

Trends:
The intensity of foreign policy contacts is growing from year to year

A steady increase in the number of political and diplomatic contacts between Belarus and developing countries has been observed over the past few years. The increasing intensity of relations between Belarus and developing countries can be represented as numerical values based on the methodology used in regular monitoring reviews made under the auspices of the Belarusian Institute for Strategic Studies (BISS) (see Figure 1). 2

Figure 1. Dynamics of Belarus’ foreign policy contacts with developing countries

Note: The dynamics of Belarus’ foreign policy contacts with China is not included. Source: Foreign Policy Index, BISS, 2011-2014.

Clouded relations with China: A critical revision

China holds a special place in the system of relations between Belarus and developing countries. Firstly, the volume of Belarus-China trade exceeds the volumes of Belarus’ trade with all other developing countries combined (although the proportion of the trade with China remains relatively small making up 3.9% in 2014). Secondly, Belarus and China have established large-scale credit and investment cooperation. Thirdly, since China was declared one of the foreign policy priorities in 2006, Belarus has considerably intensified political contacts and cooperation with China in the security, humanitarian and other sectors.

However, the trade and investment cooperation with China remains unfavorable for Belarus. 3 A trade deficit is still a serious problem, although it decreased year-on-year from USD 2.37 billion to 1.73 billion year-on-year. 4 As before, Belarus mostly exports natural raw materials (potash fertilizers) and petrochemical products with low added value. Contrary to Belarus’ expectations, Chinese direct investments in the Belarusian economy remain insignificant, and the influence of Chinese tied loans on the economy and some particular enterprises is often questionable.

2014 was a year of truth in Belarusian-Chinese relations. Complexities and contradictions in bilateral relations were obvious before as well, 5 but officials preferred not to talk about them in public hoping for a positive change. Last year, criticisms about the massive deficit in the foreign trade with China and the practice of using Chinese tied loans were officially voiced for the first time.

In February 2014, Alexander Lukashenko scarified the project of the Chinese-Belarusian Industrial Park (CBIP) in harsh terms. The preparation for the CBIP launch started as far back as 2010. It all goes very slow, and the measures taken to invite investors and residents of the Park are inconclusive. The kick-start production in the Park is hardly possible in 2015 as was officially announced.

At a presidential meeting in August, a regular portion of criticism was directed at Chinese tied loans, which were finally officially recognized as having certain negative effects. For example, the deadline set for an upgrade of the Svetlogorsk Pulp and Cardboard Mill (a joint project with Chinese partners) was missed.

Belarus declined a Chinese companies’ proposal to participate in the construction of the second runway at the Minsk National Airport. The estimated cost set by the Chinese was said to be four times higher than the Belarusian side expected. The future of the joint project on the assembly of Geely cars is uncertain, as China and Kazakhstan have agreed on the large-scale production in Kazakhstan.

It is quite indicative that Deputy Prime Minister Anatoly Tozik, Belarusian Ambassador to China in 2006-2010, who was considered the main lobbyist of Belarusian-Chinese relations in the government, was dismissed from office in late 2014 during a massive staff reshuffle. This, however, does not mean that Minsk’s skepticism seriously affects the future plans of dealing with China, first of all because China has tried to smooth things up between the two partners.

In September, China promised free aid worth nearly USD 25 million for the electrification of the CBIP, and, in November, a Chinese military delegation announced the intention to provide gratuitous military aid to the Belarusian armed forces. Also, in September 2014, the Ministry of Finance of Belarus and China Development Bank signed a memorandum of understanding, according to which China will open two long-term credit lines totaling up to USD 1 billion. In the autumn of 2013, Chinese President Xi Jinping announced the commencement of the ‘Silk Road’ Economic Belt project, which involves creation of a comprehensive logistics infrastructure linking China and the European Union through Kazakhstan, Russia and Belarus.

Low oil prices affect Belarus’ relations with countries of Latin America

Ironically, the prospects for relations with Latin America diminished even more after Belarusian Foreign Minister Vladimir Makei’s trip to Nicaragua, Ecuador and Cuba in June. His visit concurred with a drop in world oil prices, which hit Venezuela’s economy the most, given that the sectors associated with the production and export of oil provide 96% of Venezuela’s export revenues.

Although Minsk and Caracas agreed on a road map to promote economic cooperation in 2013, businesses with this Latin American country, which faces the threat of default, turned troublesome. Ecuador–another important partner of Belarus in the region–experiences similar economic problems as an oil exporter (less pronounced than in Venezuela, though, yet still very serious).

Also, the decline in oil prices can negatively affect cooperation between Belarus and other Latin American importers of oil, first of all Cuba and Nicaragua, recipients of Venezuelan subsidies primarily through cheap oil supplies or favorable business deals in the energy sector, which decreased considerably due to the aggravating crisis in Venezuela. Accordingly, their paying capacity and the ability to develop industrial cooperation with Belarus are brought into question.

The volume of Belarusian exports of industrial goods to Brazil is still marginal. Meanwhile, in 2014, Belarus boosted supplies of potash fertilizers to Brazil, which resulted in a considerable increase in the volume of exports in monetary terms up to USD 709.6 million against 518.8 million in 2013.

Mozambique, Nigeria and Ethiopia as potential African ‘Venezuelas’

Belarus has found three potential ‘Venezuelas’ in Africa: Mozambique, Nigeria and Ethiopia. Belarus was very active promoting foreign policy contacts with these countries in 2014, as well as with Kenya and Sudan.

Although certain progress in establishing ties with these African partners has been achieved, playing a Venezuelan scenario will take more than a year. Trade and economic relations with Nigeria, which Belarusian Foreign Ministry Vladimir Makei visited in September, are complicated due to a crisis in Nigeria’s economy, which is heavily dependent on oil prices. The start of the assembly of Belarusian MTZ tractors in Nigeria was scheduled for late 2013, but it is hard to forecast the future of this joint project.

The prospects for the assembly of Belarusian machinery in Ethiopia and Mozambique are still not clear either. In 2014, Belarusian exports to these countries were tiny standing at USD 3 million and 1.8 million, respectively. 6

Turkey becomes a key partner of Belarus in the Middle East

Turkey is the only country in the Middle East and one of the few among those regarded as developing nations, with which Belarus has a steadily increasing turnover in recent years from USD 266 million in 2009 to 628.7 million in 2014, the range of imported and exported goods being quite wide. Belarus kept working to invite Turkish investors and greatly intensified political contacts last year. In June 2014, Belarus and Turkey abolished visas for short trips and put a readmission agreement into effect. What is notable is that Belarus had no readmission agreements with foreign states before: this one with Turkey was enacted even earlier than the same agreement with Russia.

Last year, Belarus also significantly intensified contacts with Iran (Foreign Minister Makei visited the country twice in one year) and the United Arab Emirates, where Lukashenko made an official visit in October. Belarusian exports to both countries increased significantly: from USD 46.2 million in 2013 to 97 million in 2014 to Iran, and from 41.2 million in 2013 to 59.3 million in 2014 to the UAE. Egypt is another country in the region, to where Belarusian exports increased considerably from 36.3 million in 2013 to 134 million in 2014.

Cooperation between Belarus and other countries of the Middle East was developing much less intensively over the year. Belarusian diplomats made serious efforts to develop relations with Iraq. Foreign Minister Makei held meetings with Iraqi President Muhammad Fuad Masum during an official visit to Baghdad in August and leader of Iraqi Kurdistan Massoud Barzani during a working visit to the region in September. Belarus is eager to participate in the recovery of the country, but the military conflict with the Islamic State is unlikely to end soon. The restoration of the once close ties with Syria, Libya and Tunisia is also going slowly.

Relations with South and Southeast Asia

In South and Southeast Asia, Belarus strengthened its traditionally developed relations with Vietnam. President Lukashenko wants Vietnam to be “a kind of a springboard to promote Belarus’ economic interests in the region.” 7 In late 2014, the Customs Union and Vietnam agreed on key provisions of the agreement on a free trade zone, which may be the first agreement of the kind between the Eurasian Economic Community and a foreign country.

In March, Vladimir Makei visited Vietnam, Laos and Cambodia. Belarus launched a tractor assembly in Cambodia (which is the first one in the region) with a capacity of 400 tractors a year.

No considerable progress was achieved in the partnership with Sri Lanka. At the same time, Belarus intensified cooperation with Pakistan, including that in the military-technical sector. As concerns the rapidly developing industrial Malaysia and Indonesia, Belarus increased potash supplies there by USD 150.7 million and 190.9 million, respectively.

Conclusion

Minsk’s hope to extrapolate the experience of cooperation with Venezuela to other countries came true to a small extent.

The progress achieved in building productions capacities in foreign states (Cambodia, Mozambique and Nigeria) was negligible and nothing is likely to change dramatically in the coming years. In 2014, Belarus’ foreign trade balance with developing countries improved mainly owing to a reduction in imports from China and an increase in revenues from sales of potash fertilizers to China, Brazil, Indonesia, Malaysia and India.

The Belarusian government was obviously disappointed with the once promising benefits of cooperation with China. The official discourse on bilateral relations became more prudent.

The prospects for cooperation with a number of states in Latin America and Africa are discouraging due to the economic crisis there caused by a global oil price downturn.

Turkey has become a key political and economic partner of Belarus in the Middle East. Although relations with Iran have intensified, the Belarusian-Iranian trade turnover is much lower than the turnover with Turkey. Future relations with many other countries of the region (Iraq, Syria, Libya and others) do not instill confidence because the social and political situation there will hardly come back to normal any time soon.

Беларусь и развивающиеся страны: в поиске новых «венесуэл»

Андрей Елисеев

Резюме

В 2014 году белорусские дипломаты продолжили работу по поиску новых «венесуэл» (согласно формулировке президента Александра Лукашенко) в Азии, Африке и Латинской Америке. В этом направлении произошёл некоторый прогресс, в частности речь идёт о запуске сборочного производства тракторов в Камбодже или заключении подобных договоренностей с Мозамбиком и Нигерией. Однако в целом достижения Беларуси в развитии торгово-экономических отношений с развивающимися странами 1 довольно скромные.

Слабая динамика освоения новых зарубежных рынков определяется не только низкой конкурентоспособностью белорусских товаров и инертностью государственного сектора экономики, но и различными внешними факторами. Развитию торговых отношений со многими странами Ближнего Востока препятствует военно-политическая напряжённость в регионе. Неопределённая судьба совместных проектов с рядом стран Латинской Америки обусловлена падением мировых цен на нефть, что отрицательно сказалось на состоянии экономик стран-партнёров.

В прошедшем году внешнеторговый баланс Беларуси с развивающимися странами несколько улучшился, но произошло это преимущественно в связи с ростом продаж калийных удобрений.

Тенденции:
Интенсивность внешнеполитических контактов растёт с каждым годом

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа политико-дипломатических контактов Беларуси с развивающимися странами. Увеличение интенсивности связей Беларуси с этой категорией государств можно представить в виде числовых значений на основании методологии, которая применяется в регулярных мониторингах, выпускаемых под эгидой Белорусского института стратегических исследований (BISS) (диаграмма 1). 2

Диаграмма 1.
Индекс развития внешнеполитических контактов с развивающимися странами

Примечание. Не включена динамика внешнеполитических контактов Беларуси с Китаем.
Источник: Внешнеполитические индексы BISS, 2011–2014 гг.

Непростые отношения с Китаем: критическая ревизия

В системе отношений Беларуси с развивающимися странами Китай занимает особое место. Во-первых, объём товарооборота Беларуси с КНР превышает общий объём внешней торговли со всеми остальными развивающимися странами вместе взятыми (хотя доля КНР в общем объёме внешней торговли Беларуси остаётся сравнительно небольшой – 3.9% в 2014 году). Во-вторых, Беларусь установила с Китаем масштабное кредитно-инвестиционное сотрудничество. В-третьих, с момента провозглашения в 2006 году сотрудничества с Китаем в качестве одного из приоритетных направлений внешней политики, Беларусь значительно интенсифицировала политические контакты и взаимодействие с КНР в сфере безопасности, гуманитарной сфере и др.

Однако сохраняются неблагоприятные для Беларуси условия торгового и кредитно-инвестиционного сотрудничества с КНР. 3 Так, по-прежнему острой остаётся проблема отрицательного внешнеторгового сальдо, хотя в 2014 году соответствующий показатель (USD 1.73 млрд) несколько уменьшился в сравнении с 2013 годом (USD 2.37 млрд). 4 Как и ранее, большая часть экспортной выручки Беларуси в торговле с Китаем приходится на природное сырьё (калийные удобрения) и продукцию нефтехимической отрасли с низкой добавленной стоимостью. Вопреки ожиданиям белорусской стороны, объёмы прямых китайских инвестиций в экономику Беларуси остаются весьма небольшими, а влияние связанных китайских кредитов на экономику страны и отдельных предприятий зачастую неоднозначно.

Прошедший 2014 год стал своего рода годом истины в белорусско-китайских отношениях. Сложности и противоречия в двусторонних отношениях были очевидны и ранее, 5 но официальные лица предпочитали не говорить об этом публично и надеялись на положительные перемены. В минувшем году на официальном уровне впервые прозвучали критические высказывания по поводу чрезмерного отрицательного торгового сальдо с Китаем, равно как и относительно практики использования китайских связанных кредитов.

В феврале 2014 года Александр Лукашенко подверг резкой критике проект Китайско-Белорусского индустриального парка (КБИП). Действительно, работа по запуску КБИП, создание которого началось ещё в 2010 году, продвигается медленно, а меры по привлечению инвесторов и резидентов КБИП всё ещё мало результативны. Сомнительно, что первое производство в КБИП удастся запустить в 2015 году, как официально заявлялось ранее.

На августовском совещании у президента очередная порция критики была адресована китайским связанным кредитам. Белорусская сторона наконец публично признала наличие негативных последствий в связи с данной разновидностью инвестиционного сотрудничества с Китаем. К примеру, упоминалось о том, что не выдержаны сроки по модернизации Светлогорского целлюлозно-картонного комбината (проект, реализуемой совместно с китайскими партнёрами).

Белорусская сторона также отклонила предложение китайских компаний участвовать в строительстве второй взлётно-посадочной полосы Национального аэропорта «Минск». Сметная стоимость проекта, предложенная китайцами, оказалась завышенной, по оценке белорусской стороны, в четыре раза. Перспективы совместного проекта по сборке легковых автомобилей Geely стали ещё более неопределёнными в связи с китайско-казахстанской договорённостью о запуске аналогичного большого производства в Казахстане.

Весьма показательно, что в конце 2014 года в рамках масштабных кадровых перестановок отправлен в отставку заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, в прошлом – посол Беларуси в КНР (2006–2010), считавшийся главным лоббистом белорусско-китайских отношений в белорусском правительстве. Впрочем, это не означает, что скепсис официального Минска серьёзно повлияет на дальнейшие планы сотрудничества с Китаем. Прежде всего потому, что китайская сторона попыталась уменьшить недовольство белорусских партнёров.

В сентябре Китай обязался выделить безвозмездную помощь в размере около USD 25 млн для электрификации КБИП, а в ноябре китайская военная делегация заявила о намерении предоставить безвозмездную военную помощь. Кроме этого, в сентябре 2014 года Минфин Беларуси и Государственный банк развития КНР подписали Меморандум о взаимопонимании, согласно которому КНР откроет две долгосрочные кредитные линии на общую сумму до USD 1 млрд. Наконец, осенью 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации проекта «Экономический пояс “Шёлковый путь”», который предполагает создание мощной логистической инфраструктуры, связывающей Китай и Евросоюз через территорию Казахстана, России и Беларуси.

Низкие цены на нефть влияют на отношения Беларуси со странами Латинской Америкой

По иронии судьбы, после июньского турне министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея по странам Латинской Америки (Никарагуа, Эквадор, Куба) перспективы развития отношений Беларуси с этим регионом лишь ухудшились. Поездка главы белорусского внешнеполитического ведомства фактически совпала с началом снижения мировых цен на нефть. Особенно существенно это снижение сказалось на экономике Венесуэлы, 96% экспортных поступлений которой обеспечивают секторы, связанные с производством и экспортом нефти.

Хотя в 2013 году Минск и Каракас согласовали «дорожную карту» развития двусторонних отношений с целью укрепления экономического сотрудничества, дальнейшая кооперация Беларуси со страной, находящейся в преддефолтном состоянии, является проблематичной. Сходные экономические сложности (хотя и менее выраженные в сравнении с Венесуэлой) переживает ещё один экспортёр нефти и важный партнёр Беларуси в регионе – Эквадор.

Между тем снижение цен на нефть может плохо отразиться и на перспективах сотрудничества Беларуси с группой латиноамериканских стран-импортёров нефти. Куба и Никарагуа – получатели венесуэльских субсидий (прежде всего в виде поставок дешёвой нефти или выгодных финансовых сделок в энергетической сфере), размер которых уменьшился с усугублением кризиса в Венесуэле. Соответственно, на карту поставлена платежеспособность этих стран и их возможности развивать производственную кооперацию с Беларусью.

Что касается Бразилии, то экспорт белорусских промышленных товаров в это государство по-прежнему минимален. Зато в 2014 году увеличились продажи белорусских калийных удобрений, в связи с чем объём экспорта в Бразилию вырос в денежном выражении до USD 709.6 млн (518.8 млн в 2013 году).

Мозамбик, Нигерия и Эфиопия – потенциальные африканские «венесуэлы»

Три потенциальные «венесуэлы» на африканском континенте, где Беларусь рассчитывает запустить свои производства, – это Мозамбик, Нигерия и Эфиопия. Именно с этими странами африканского континента, а также с Кенией и Суданом в 2014 году Беларусь развивала наиболее активные внешнеполитические контакты.

Признавая прогресс Беларуси в налаживании связей с этими странами, следует отметить, что сотрудничество по «венесуэльской» схеме здесь если и возможно, то его развитие займёт не один год. Торгово-экономические связи с Нигерией, где в сентябре с визитом побывал глава белорусского МИД Владимир Макей, осложняют кризисные явления в нигерийской экономике, сильно зависимой от цен на нефть. По этим причинам, несмотря на то что начало сборки тракторов МТЗ в Нигерии планировалось на конец минувшего года, сложно сказать, насколько успешно будет развиваться этот совместный проект.

Перспективы налаживания сборочных производств в Эфиопии и Мозамбике до сих пор также не ясны. В 2014 году объём белорусского экспорта в эти страны оказался минимальным и составил USD 3 млн и 1.8 млн соответственно. 6

Турция становится ключевым партнёром Беларуси на Ближнем Востоке

Турция – единственное государство на Ближнем Востоке и одно из немногих в условной категории развивающихся, с которым у Беларуси наблюдается устойчивый рост товарооборота в последние годы (с USD 266 млн в 2009 до 628.7 млн в 2014 году), причём импортная и экспортная линейки товаров в двусторонней торговле довольно разнообразны. В прошедшем году Беларусь продолжила работу по привлечению турецких инвесторов в страну и существенно интенсифицировала политические контакты. В июне 2014 года Беларусь и Турция отменили визовый режим для краткосрочных поездок и запустили соглашение о реадмиссии. Следует отметить, что ранее Беларусь не имела соглашений о реадмиссии с иностранными государствами: соглашение с Турцией запущено даже ранее аналогичной договорённости с Россией.

В минувшем году Беларусь также существенно активизировала контакты с Ираном (страну дважды в течение года посетил Владимир Макей) и ОАЭ, куда в октябре с официальным визитом прибыл А. Лукашенко. Объёмы белорусского экспорта в обе страны заметно выросли: с USD 46.2 млн в 2013 до 97 млн в 2014 году в случае Ирана; с USD 41.2 млн и 59.3 млн USD соотв. в случае ОАЭ. Египет – ещё одна страна региона, объём белорусского экспорта в которую существенно вырос в 2014 году – до USD 134 млн (USD 36.3 млн в 2013 году).

Взаимодействие Беларуси с другими странами Ближнего Востока в рассматриваемый период развивалось гораздо менее интенсивно. Белорусская дипломатия предприняла серьёзные усилия по развитию отношений с Ираком. Глава МИД В. Макей провёл встречи с президентом Ирака Мухаммедом Массумом во время официального визита в Багдад в августе, а также с главой Иракского Курдистана Масудом Барзани в рамках рабочей поездки в этот регион в сентябре. Беларусь рассчитывает принять участие в восстановлении страны, однако скорое окончание военного конфликта с «Исламским государством» маловероятно. Восстановление некогда тесных связей Беларуси с Сирией, Ливией, Тунисом также протекает медленно.

Развитие отношений со странами Южной и Юго-Восточной Азии

В этом регионе Беларусь укрепила свои традиционно развитые связи с Вьетнамом, намереваясь сделать это государство, по словам А. Лукашенко, «своеобразным плацдармом для продвижения экономических интересов Беларуси в регионе Юго-Восточной Азии». 7 В конце 2014 года страны Таможенного союза договорились с Вьетнамом относительно ключевых положений соглашения о зоне свободной торговли, которое может стать первым соглашением ЕАЭС о зоне свободной торговли с зарубежной страной.

В марте Владимир Макей предпринял турне по ряду стран региона (Вьетнам, Лаос, Камбоджа). В Камбодже открылся первый завод по сборке белорусских тракторов в регионе; в планах – поставки в страны региона около 400 тракторов ежегодно.

Конкретных результатов активного налаживания сотрудничества со Шри-Ланкой пока не видно. Зато интенсифицировалась кооперация Беларуси с Пакистаном, в том числе в военно-технической сфере. Что касается новейших индустриальных стран региона (Малайзия, Индонезия), то Беларусь увеличила туда сбыт калийных удобрений – на USD 150.7 млн и 190.9 млн соответственно.

Заключение

Расчёты официального Минска на то, что удастся с успехом спроецировать опыт сотрудничества с Венесуэлой на другие страны, оправдались лишь в незначительной степени. Прогресс в сфере создания собственных производств в зарубежных странах (Камбоджа, Мозамбик, Нигерия) оказался минимальным.

В ближайшие годы сложно прогнозировать существенное увеличение сбыта белорусской промышленной продукции на рынках развивающихся стран. В 2014 году внешнеторговый баланс Беларуси с этой категорией государств улучшился, прежде всего, за счёт сокращения импорта из Китая и увеличения выручки от продаж калийных удобрений в Китай, Бразилию, Индонезию, Малайзию и Индию.

В ушедшем году отчётливо проявилось разочарование белорусской правящей элиты в выгодах, связанных с сотрудничеством с КНР. Официальный дискурс о двусторонних отношениях стал более взвешенным.

Перспективы сотрудничества с рядом стран Латинской Америки и Африки представляются мрачными в связи с экономическим кризисом в этих странах, вызванным падением мировых цен на нефть.

Турция становится ключевым политико-экономическим партнёром Беларуси на Ближнем Востоке. Хотя отношения с Ираном интенсифицировались, объём белорусско-персидского товарооборота значительно уступает белорусско-турецкому объёму. Будущее отношений со многими другими странами региона (Ирак, Сирия, Ливия) выглядит неопределённо, поскольку нормализация общественно-политической ситуации в этих странах, судя по всему, произойдёт ещё не скоро.