Прогосударственные общественные объединения: сделай то, не знаю что

Дмитрий Брюховецкий

Резюме

2013-й явился ещё одним годом застоя для прогосударственных общественных объединений – Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ), РОО «Белая Русь» и ОО «БРСМ». Связано это с тем, что на политической сцене в рамках белорусского государства этим организациям отводятся крайне ограниченные роли. В условиях же кризиса белорусской модели и недостатка финансирования, даже предоставленные возможности рассматриваемые организации не используют в полной мере.

Тенденции:

Федерация профсоюзов Беларуси: злой гений Александр Ярошук

2013-й не стал годом каких-либо знаковых событий для Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Деятельность этой организации проходила в характерном для неё пассивном режиме, когда профсоюзы играют вспомогательную роль по контролю над настроениями в трудовых коллективах. Частично профсоюзы в этой роли призваны оказывать социальную поддержку трудящимся, однако в условиях общего кризиса белорусской социально-экономической модели ФПБ всё в большей степени испытывает недостаток средств для работы даже в этом направлении.

ФПБ пытается сформулировать – хотя бы на уровне лозунгов – предложения по улучшению социально-экономической ситуации в стране, однако проблема заключается в том, что подобные требования и претензии федерация не может предъявить президенту, а в смягчённом виде адресует правительству. В июле-сентябре 2013 официальные профсоюзы попытались выступить против нового порядка оплаты больничных, а также выплат пособий по беременности и родам, существенно ухудшающего условия трудящихся, однако эти попытки оказались предсказуемо безуспешными.

Одним из важнейших направлений деятельности ФПБ является борьба с теми профсоюзами, которые в эту организацию не входят. Так, официальный сайт ФПБ достаточно часто размещает уничижительную информацию о лидере независимых профсоюзов Александре Ярошуке с использованием лексики и выражений, характерных для советской пропаганды 1930-х годов.1

Традиционная встреча президента А. Лукашенко с председателем ФПБ Л. Козиком прошла 25 февраля. В целом, исходя из официальных сообщений, беседа практически дублировала аналогичную беседу, которая состоялась между Лукашенко и Козиком годом ранее. Так, белорусский лидер в очередной раз отметил, что до него доходит противоречивая информация о том, что происходит в профсоюзном движении, и поинтересовался, не теряют ли профсоюзы своих позиций. Ответ Л. Козика был предсказуемо стандартным: безусловно, нет, численность профсоюзов растёт. После чего А. Лукашенко вернулся к идее активизации деятельности официальных профсоюзов на частных предприятиях.

Интенция и логика властей понятны: для того чтобы контролировать настроения в рабочих коллективах частных предприятий, профсоюзы должны заниматься реальной защитой прав трудящихся. Но государственным профсоюзам, способным действовать только административными методами, нечего предложить работникам частных предприятий. Власти не готовы пойти на изменение роли профсоюзов, даже ради установления дополнительного контроля над коллективами частных организаций.

ФПБ продолжает пребывать в значительной международной изоляции, поэтому любые контакты с иностранными профсоюзными организациями (преимущественно в рамках СНГ и государств Восточной и Юго-Восточной Азии) преподносятся как небывалый прорыв и успех в деятельности федерации. Тем не менее даже на широко разрекламированный белорусскими СМИ IV съезд Конфедерации профсоюзов Азербайджана, который проходил 5–6 февраля 2013 в Баку, приглашение получили представители как официальных, так и независимых профсоюзов.

На многие мероприятия Международной организации труда (МОТ) (напр. на прошедшую в апреле в Осло Европейскую региональную конференцию МОТ) представители ФПБ и вовсе не приглашаются, Беларусь на таких мероприятиях представлена независимыми профсоюзами. Тем не менее делегация ФПБ приняла участие в работе 102-й сессии МОТ в Женеве, которая прошла с 5 по 20 июня. Это участие обусловлено, в том числе, и процедурными правилами МОТ.2 Несмотря на участие представителей ФПБ, Беларусь в очередной раз попала в число стран (наряду с Фиджи и Узбекистаном), в которых ситуация с правами работников требовала особого внимания со стороны МОТ.

К сожалению, других значимых проблем в социальной сфере в Беларуси, кроме урезания больничных, деятельности А. Ярошука и войны в Сирии, ФПБ не видит. Так, гораздо скромнее оказалась реакция профсоюзов на сокращения, которые проходили в 2013 и будут продолжены в 2014 году. Профсоюзы также не реагируют на всё большее распространение в стране практики принудительного труда, более того, поощряют и оправдывают принудительный бесплатный труд студентов и школьников (в том числе несовершеннолетних) на коммерческих объектах. Не отреагировали официальные профсоюзы и на постоянную практику вынужденных отпусков на предприятиях, сворачивание социальных программ и рост цен, отток рабочей силы за рубеж.

В итоге, у значительной части белорусского общества создаётся впечатление об официальных профсоюзах как об организации, которая занимается исключительно тем, что распределяет мелкие социальные бонусы и блага, и совсем не занимается реальной защитой интересов трудящихся.

РОО «Белая Русь»: бесконечный путь преобразования

В 2013 году отличительной чертой деятельности «Белой Руси», как, впрочем, и в предыдущие годы, явилась её полная безыдейность. На встречах с активом, которые руководители организации вынуждены иногда проводить, зачастую эти руководители не в состоянии ни сформулировать цели и задачи организации, ни отчитаться в результатах своей деятельности.

В своих благотворительных, культурных и иных мероприятиях «патриотической или идеологической» направленности РОО «Белая Русь», несмотря на наличие значимых ресурсов, крайне редко выступает самостоятельным организатором. Как правило, объединение присоединяется, зачастую без реального вклада, к тем акциям, которые проводят государственные предприятия или объединения.

В 2013 году новым элементом в развитии РОО «Белая Русь» явился выход на международную арену и подписание соглашений о сотрудничестве с партиями «Самооборона Республики Польша» и «Согласие» (Латвия). «Самооборона Республики Польша» не является значимой политической силой в своём государстве. На выборах 2011 «Самооборона» получила 0.07% голосов избирателей и не прошла в польский парламент. «Согласие» обладает большим политическом весом (на последних выборах партия получила 28 мест в 100-местном латвийском парламенте). Подобные соглашения редко наполняются практическим содержанием, но позволяют РОО «Белая Русь» обеспечить надёжный выезд в страны Евросоюза своих функционеров, не внесённых в «чёрные списки».

В целом, из всех трёх анализируемых прогосударственных общественных объединений деятельность РОО «Белая Русь» в наибольшей степени имеет формальный характер. Это связано прежде всего с тем, что сама организация создавалась как прообраз политической партии в рамках дискуссии о переходе к выборам по партийным спискам и, соответственно, формировании некой «партии власти». Однако эти дискуссии будут оставаться дискуссиями ещё долгое время, поскольку главный противник этой системы – президент А. Лукашенко – не видит значимых причин, чтобы отказываться от созданной и функционирующей в стране политической модели.

Характерно, что в 2013 рассуждения о партийной системе в Беларуси практически исчезли из публичных выступлений президента. Поэтому основная функция «Белой Руси» – продолжать служить прообразом будущей партии и объединять в своих рядах прежде всего руководителей государственных предприятий и организаций, с чем она успешно справляется.

ОО «БРСМ»: кадровый резерв

Как и для других прогосударственных общественных объединений, 2013-й стал для ОО «БРСМ» годом застоя. Вместе с тем из всех трёх рассматриваемых проправительственных организаций БРСМ, по-видимому, имеет наибольший потенциал и оценивается действующей властью как некий реальный резерв, который можно задействовать, прежде всего, в решении обостряющейся кадровой проблемы. Государство и ранее рассматривало БРСМ как источник кадров для силовых органов, для чего всячески стимулировало создание так называемых мобильных отрядов охраны правопорядка (МООП). Так, ещё 10 декабря 2012, на встрече с первым секретарём ЦК ОО «БРСМ» Игорем Бузовским, А. Лукашенко особо отметил, что и БРСМ, и «Белая Русь» являются хорошим кадровым резервом для силовых органов.

БРСМ также отводится важная роль в развитии стройотрядовского движения и реализации инициативы «100 идей для Беларуси». Следует отметить, что стройотрядовское движение, которым занимается БРСМ и за участие в котором молодые люди реально могут получать какие-то деньги, всё в большей степени начинает конкурировать с практикой бесплатного принудительного труда школьников и студентов, к которой прибегают местные органы власти, не всегда оглядываясь на БРСМ. И 2013 год стал особо знаковым в этом отношении, так как учащаяся молодёжь начала активно и в открытую привлекаться к бесплатному участию в чисто коммерческих (в том числе строительных) проектах. Первые месяцы 2014 показали, что отток специалистов за рубеж, прежде всего в строительной отрасли, стимулирует власти к распространению практики использования бесплатного принудительного труда. Финансовые проблемы государства также не способствуют дальнейшему развитию стройотрядовского движения.

Девятнадцатого апреля в своём Ежегодном послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь Александр Лукашенко развил идею о том, что БРСМ должен продумать новую систему выявления молодых талантливых людей для их выдвижения на значимые позиции в обществе, в том числе и в государственном аппарате. На встрече с одарёнными учащимися, студентами и талантливой молодёжью, проходившей 21 мая, президент развил технократические идеи о роли молодёжи в модернизации страны.

В плане реализации проекта «100 идей для Беларуси», который особо отмечает глава государства, ОО «БРСМ» получил конкурента в лице проекта «Умные сети», инициированного Информационно-аналитическим центром при Администрации президента Республики Беларусь. Однако, если не учитывать нескольких голословных заявлений о востребованности предложений, выдвигаемых в рамках проекта «Умные сети», вопрос о практической отдаче этой инициативы остаётся открытым.

На форуме «Молодость. Традиции. Будущее» (29 октября) президент А. Лукашенко повторил неоднократно звучавшие тезисы о важности работы БРСМ и в очередной раз подчеркнул необходимость охвата (в том или ином виде) этой организацией максимального числа молодых людей.

Всё выше сказанное свидетельствует о том, что государство имеет смутное представление о роли молодёжи в жизни общества, за исключением, конечно, уверенности в том, что молодые люди не должны участвовать в каких-либо несанкционированных политических процессах.

Заключение

В 2013 году прогосударственные общественные объединения фактически не развивались. Они заняли свою узкую нишу в политической и социальной системе страны, а государство не видит никаких оснований для расширения этой ниши. Более того, общий кризис белорусской модели развития способствует дальнейшему сокращению роли рассматриваемых организаций, и прежде всего ФПБ, в жизни общества и деятельности государства.