В академическом пространстве гендерные исследования отражают междисциплинарную исследовательскую практику, которая анализирует общественные явления и их изменения, используя теории социального пола. Для гендерных исследований «мужчина» и «женщина» — социальные конструкты, формирующиеся за счет процесса социализации. Несмотря на то, что биологическая разница не отрицается, в центре внимания гендерных исследований находятся социальные различия, формируемые посредством практик репрезентации той или иной формы мужественности и женственности.

Однако, если обратиться к белорусскому научному сообществу, занимающемуся или интересующемуся гендерными исследованиями, картина будет совершенно иной. В частности, я рассмотрю II Республиканскую научно-практическую конференцию «Через гендерное равенство — к участию в общественной и политической жизни», проведенную на территории Республики 15 июня 2012 года и прошедшую в д. Путришки Гродненской области.

Обратившись к сборнику докладов и тезисов выступлений, представленных на конференции, можно выделить два основных доминирующих дискурса: гендерное образование и воспитание (42%) и общественно-политическая и профессиональная активность женщин (29%).

Гендерное образование и воспитание

Что касается воспитания, то в рамках данной конференции особое внимание было обращено на формирование гендерной культуры у детей и молодежи. В качестве гендерной культуры понимается представления о жизненном предназначении мужчин и женщин, присущим им положительным чертам и качествам характера.

«Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчин): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи». [1]

Другими словами, транслируется необходимость поло-ролевого воспитания, которое будет разделять общество на мужчин и женщин:

«В школах необходимо осуществлять не просто воспитание детей, а поло-ролевое воспитание. Суть его — в овладении культурой в сфере взаимоотношения полов. В правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе». [2]

Разделение общества на мужчин и женщин определяется актуальностью попыток сохранить семью как ячейку общества, обеспечивающую воспроизводство населения. В силу этого, вопрос о том, насколько для современной молодежи важна семья и как сделать так, чтобы воспитывать в подрастающих поколениях понимание ценности семьи и семейных отношений, является первостепенным.

«Наиболее значимыми проблемами в воспитании культуры пола можно определить: снижение социальной, нравственной и духовной роли семьи как общественного института; искажение духовно-нравственных идеалов; негативная роль средств массовой информации в открытой пропаганде насилия, свободы сексуальных отношений». [3]

«Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения». [4]

Таким образом, гендерные исследования в Беларуси скорее получили свое развитие по причине возможности исследовать «кризис семейных отношений» и выработать стратегию «поло-ролевого воспитания», чем попыткой понять и проанализировать существующий гендерный порядок.

Общественно-политическая и профессиональная активность женщин

Если же обратиться к вопросу об общественно-политической и профессиональной активности женщин, то здесь основными рассматриваемыми вопросами являются женское лидерство, а также дискриминация женщин на рынке труда.

Женское лидерство в рамках данного мероприятия рассматривается как лидерство отличное от мужского по своим характеристикам. Например, женщины-руководительницы более склонны налаживать личную коммуникацию с сотрудниками или решать проблемы по принципу «здесь и сейчас», чем планировать что-либо на более длительный срок. Однако, это лидерство является таким же перспективным как и мужское. И главными положительными чертами женского лидерства является большая нравственность и, в целом, большая человечность женского подхода к руководству, чем мужского:

«Девушки не только в большей степени привержены моральным ценностям, чем юноши, но само содержание морали определяется ими». [5]

«Женщина-лидер более внимательна к межличностным связям и терпима в общении, склонна к партнерству и способна выдержать большие нагрузки, стимулирует активность и подчиненных и предпочитает сотрудничество с ними на базе партнерства». [6]

Также уделяется достаточно внимания дискриминации по отношению к женщинам на рынке труда.

«Молодой женщине трудно противостоять мужчинам при трудоустройстве и продвижение по карьере. Это связано, прежде всего, с тем, что работодателей, как правило, отпугивает возможность ухода в декретный отпуск, необходимость предоставлять соответствующие условия для женщины-матери, а также сложившиеся психологические стереотипы о неспособности женщин выполнять определенные виды работ». [7]

В целом, несмотря на подчеркивание особой разницы между женщиной и мужчиной в публичной сфере, вопросы дискриминации и неравнозначности возможностей были затронуты и воспроизведены. Публичная сфера гораздо больше поддается анализу и критике со стороны белорусских исследовательниц и исследователей, чем сфера приватная, где скорее идет тенденция возврата к моральным ценностям и поло-ролевым установкам.


Итак, в белорусском обществе присутствует вариативность гендерных исследований и подходов, однако, поло-ролевой подход существенно преобладает и лозунг: «При всей многоплановости интересов современной женщины по-прежнему главным ее назначением остается материнство» [8] значим и актуален.

Таким образом, в большей степени в Беларуси гендерные исследования транслируются скорее как идеология семейных отношений и как способ сделать женские качества в профессии насколько же значимыми как мужские. Произошла специфическое подмена понятий, в результате которой перспективное и привлекающее внимание направление «обелорусили», что в принципе характерно и для других постсоветских стран, и превратили в семейно-женские исследования, совершенно исключив то, что гендерные исследования — это наследники феминистской критики.


[1] Гринцевич Е. Н. Формирование гендерной культуры учащихся старших классов. С. 307-310.

[2] Кортасова Е. Г. Социальный аспект гендерного подхода в образовании. С. 122-126.

[3] Грицкевич С. С. Основы формирования гендерной культуры личности. С. 298-299.

[4] Иванчик А. В. Социально-педагогические условия подготовки студенческой молодежи к семейной жизни. С. 364-368.

[5] Беляева Е. В. Женщина как нравственный лидер современного общества. С. 160-162.

[6] Урбанович Е. В. Гендерные аспекты лидерства. С. 179-182.

[7] Лихачева О. Н. Гендерные аспекты социально-профессиональной адаптации молодежи: социологический анализ (на примере Могилевской области). С. 98-102.

[8] Черкес Н. И. Формирование гендерной культуры школьников на уроках русской литературы при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир». С. 361-364.