Выразив скептицизм в отношении НАТО в ходе своей кампании, новоизбранный президент США Дональд Трамп начинает вырабатывать внешнюю политику, которая может иметь далеко идущие последствия, затрагивающие безопасность в Европе. Дезинтеграция Соединенных Штатов и Альянса — так же, как и напряженность в отношениях между НАТО и Россией — достигла рекордного уровня. В то время как обе стороны значительно расширяют свои военные действия, Европа нуждается в новых смелых идеях относительно управлением возможными конфронтациями в будущем.

Новое мышление представляется особенно важным, если учесть повышенный риск аварийных ситуаций или просчетов, которые могут привести к эскалации напряженности из-за военных действий России вдоль границ НАТО, которые она осуществляет в течение последних трех лет. К инцидентам, которые могли привести к гибели людей, относятся случаи, имевшие место в Балтийском и Черном морях, — скоростные полеты боевых самолетов над военными кораблями, или агрессивный перехват самолета-разведчика. Эта потенциальная возможность стала реальностью в ноябре 2015 года, когда Турция сбила российский военный самолет вблизи границы с Сирией.

В недавнем докладе Европейской сети лидерства (ELN) отмечается, что, несмотря на наличие двусторонних соглашений по управлению инцидентами между отдельными странами-членами НАТО и Россией, остаются значительные пробелы. Существующие соглашения ограничены, поскольку они не согласованы друг с другом и должным образом не учитывают деятельности граждан или современных технологий, в том числе беспилотных летательных аппаратов, таких как дроны.

Хуже того, нынешняя сложившаяся структура исключает «фронтовых» членов НАТО, таких как Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Румыния, а также не являющихся членами НАТО Финляндии и Швеции. Это серьезное упущение, которое повышает уязвимость плохо регулируемого геополитического пространства — не в последнюю очередь потому, что остается неясным, в какой степени исключенные страны должны соблюдать американо-российское Морское соглашения при совместной работе.

В нынешней сложной и изменчивой международной обстановке очень важно создать основу для урегулирования столкновений между противоборствующими вооруженными силами, а также гражданскими самолетами и судами — таким образом, что обеспечить максимальную прозрачность и предсказуемость. В докладе ELN, в свою очередь, предлагается несколько неотложных мер, которые могли бы значительно снизить вероятность непреднамеренной эскалации, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Всем государства-членам и партнерам НАТО наряду с Россией следует рассмотреть предложения ELN и разработать комплексный, многогранный подход к управлению конфронтациями и предотвращению эскалации и напряженности.

Сосредоточение внимания на управлении военными инцидентами в режиме реального времени потребует строгих протоколов связи и поведенческие норм для вооруженных сил всех соответствующих стран. Когда существующие двусторонние механизмы не применяются, союзникам, действующим под оперативным командованием НАТО, или действующим под командованием НАТО странам-партнерам следует принять — и обеспечить соблюдение — новых протоколов по снижению рисков. В то же время действующие двусторонние соглашения должны быть модернизированы с тем, чтобы учесть новые военные реалии, и затем строго соблюдаться всеми сторонами.

Члены и партнеры НАТО должны принять принципы и протоколы, установленные в этом новом контексте, и применять их в качестве наилучшей практики при работе в непосредственной близости от российских морских судов и самолетов. В частности, все стороны должны иметь больше ясности относительно правил расстояний и скоростей во время военных маневров, а также визуальной сигнализации (осуществляемой с помощью флагов и световых сигналов). И в настоящее время в нерегулируемой среде обе стороны выиграют от соглашения о непрерывно контролируемых радиочастотах.

Что еще более важно, новая структура безопасности могла бы улучшить военно-гражданские каналы связи и практики, которые обеспечивали бы безопасность перегруженных коридоров воздушного пространства и оживленных путей в международных водах. Это может быть достигнуто под эгидой Международной организации гражданской авиации, а также — в режиме реального времени — за счет совместных радиолокационных систем управления воздушным движением, выделенных линий связи и согласованных процедур реагирования на подозрительные действия в воздухе.

Решающее значение могли бы иметь взаимодействия не только между НАТО и Россией, но и между военными и гражданскими авиадиспетчерами каждой стороны. Несмотря на то, что некоторые страны будут иметь реальные проблемы с безопасностью в связи с совместным использованием данных, предоставление авиадиспетчерам доступа к ним оправдано в целях защиты жизни гражданских лиц и избежания непреднамеренных военных конфронтаций.

Последний компонент новой структуры будет разработан под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая в настоящее время поддерживает сеть обмена данными между национальными столицами и может быть использована для координации операций в режиме реального времени. При усилении своей роли ОБСЕ могла бы также подтолкнуть государства-участников переоценивать и оживить Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности, который является краеугольным камнем европейской безопасности.

На ближайшем заседании Совета России и НАТО, которое пройдет на этой неделе, лидеры обеих сторон должны рассмотреть имеющиеся и новые предложения по снижению рисков, повышению прозрачности и избежанию опасных военных инцидентов — пока не стало слишком поздно.

Источник:Project-syndicate

Перевод:Наше мнение