Всю свою профессиональную политическую жизнь я провел на так называемом «Западе». Это не Запад в буквальном смысле: в то время как сердце его находится в Западной Европе и США, он также включает далекие страны — такие, как Австралия и Япония. Скорее можно говорить о сообществе, разделяющем общие надежды и ценности. С учетом глобального лидерства Америки после Второй Мировой войны, Запад был защищен военной мощью и связанмягкой силой США. Это было самое спокойное и благополучное место в мире.

Запад давно сформировал основу для глобального порядка — вероятно, наиболее прочный фундамент из когда-либо созданных. Во главе с США Запада построил, оформил и поддержал международные институты, механизмы сотрудничества, а также общие подходы к глобальным проблемам. Поскольку это помогло сохранить мир и обеспечить процветание в большей части мира, эти принципы и подходы продолжают привлекать миллионы последователей.

Однако избрание Дональда Трампа президентом США ставит под угрозу всю эту систему. Если Трамп, приняв должность, сделает то, что он обещал в ходе своей грубой и лживой кампании, он может разрушить очень сложную конструкцию. Несколько десятилетий ушло на ее создание и на то, чтобы миллиарды людей получили от нее пользу. Те из нас, кто, подобно американцам, добивался создания этой системы, должны бороться за нее пока она еще дышит.

Одно из обещаний, которое Трампу не следовало бы выполнять, — это продвижение торгового протекционизма. Стремление разорвать соглашения о свободной торговле и прекратить переговоры по поводу новых основывается на вере в то, что глобализация является причиной растущего неравенства доходов, которое сделало американский рабочий класс экономически прозябающим. Но реальными источниками экономических проблем американских рабочих являются технологические инновации и реализуемая в пользу богатых политика налогов и расходов.

Если Трамп, скажем, отойдет от Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) с Мексикой и Канадой, откажется от ратификации Транс-Тихоокеанского партнерства, и бросит вызов Всемирной торговой организации, он тем самым навредит людям, которые за него голосовали. И тогда он начнет терять друзей и влияние за рубежом.

Еще одна опасная политика, которая может проводить Трамп, — это отказ от мер по обеспечению безопасности таких стран, как Япония и Южная Корея, а также стран НАТО. В искаженном восприятии Трампа США не должны предлагать «бесплатной» безопасности своим союзникам; вместо этого их следует оставить наедине с собой — пусть они защищают себя сами.

На практике такая позиция сама по себе стала бы крайне дестабилизирующим фактором. Восточная Европа и страны Балтии были бы отданы на милость России. Азия и Ближний Восток окажутся под угрозой распространения ядерного оружия, так как страны, лишенные поддержки США, будет стремиться развивать свои собственные ядерные арсеналы — подход, который как выразился Трамп, мог бы быть приемлем.

Показательный пример — предложение Трампа отправить на свалку ядерную сделку с Ираном. Или кто-то думает, что Саудовская Аравия будет сидеть на месте, если Иран возобновил свою программу вооружений? Критика соглашения — серьезного достижения президента США Барака Обамы — возможно, сыграло свою роль во время избирательной кампании Трампа, но реальная отмена соглашения может сделать мир гораздо более опасным местом.

Подход Трампа к изменению климата является столь же проблематичным. Он заявил о своем намерении выйти из Парижского климатического соглашения, направленного на сокращение выбросов парниковых газов и предотвращение катастрофических изменений климата. В качестве основного кандидата на пост руководителя Агентства по охране окружающей среды США Трамп рассматривает Майрона Эбелла, яростного критика теории климатических изменений.

Это воззрение Трампа основывается на бессмысленном убеждении, что обусловленные человеческой деятельностью изменения климата являются мистификацией, изобретенной китайцами для того, чтобы сделать промышленность США менее конкурентоспособной. Это далеко не единственное обвинение Трамп, предъявленное Китаю. Его в целом враждебное отношение к этой стране, особенно в том, что касается торговли, ставит под угрозу и без того напряженные двусторонние отношения и, таким образом, представляет опасность как для транснациональных корпораций, так и для союзников США.

Президентство Трампа также генерирует нечто вроде экзистенциальной угрозы. Его уничижительные комментарии по поводу маргинальных групп — в том числе мусульман, мексиканцев, женщин и людей с ограниченными возможностями, — ставят под угрозу ценности, которые имеют основополагающее значение для идентичности и места Америки в мире, и всего того, что связывает страны Запада вместе.

Канцлер Германии Ангела Меркель является одним из лидеров, которые, как представляется, осознают, насколько быстро крах американского руководства может привести к демонтажу глобального порядка, установленного после 1945 года. Ее реакция на победу Трампа была красноречивой и сильной: «Германия и Америка связаны ценностями демократии, свободы и уважения к правам и достоинству человека независимо от происхождения, цвета кожи, религии, пола, сексуальной ориентации или политических предпочтений». По ее словам, именно на основе этих ценностей она будет сотрудничать с Трампом.

Именно так должны реагировать все союзники и друзья Америки. Подобно Меркель, мы все должны выступать за все то, что лежит в основании Западного сообщества, за все то, чего оно достигло. Мы должны осудить любую попытку Трампа пренебречь принципом верховенства закона и нормами свободного общества. Нам следует аргументировать в пользу свободной торговли, которая принесла серьезные плоды для человечества. И мы должны поддерживать ядерную сделку с Ираном и способствовать ядерному нераспространению во всем мире.

Также необходимо подтвердить нашу готовность противостоять российскому авантюризму в Восточной и Центральной Европе. В частности, мы должны ясно дать понять, что статья 5 Североатлантического договора относится к Литве, Латвии, Эстонии и Польше — членам военного альянса, который США по-прежнему возглавляют. (Было бы, конечно, полезно, чтобы европейские члены НАТО увеличили свой вклад в нашу коллективную оборону после многих лет нежелания это делать.)

Наконец, хотя мы на Западе не согласны с политикой меркантилизма и политическими репрессиями Китая, мы должны настоять на том, что мы хотим работать с ним, не стремится маргинализировать и унизить его.

Идея «Запада» является одним из лучших достижений Америки (хотя многие другие страны также внесли свой вклад). Было бы настоящим бедствием для всего мира, если бы Америка в акте самоубийственного декаданса выбросила этот благородный, практичный и вдохновляющий проект на помойку истории.

Источник: Project-syndicate

Перевод: Наше мнение