Невозможно сказать, кого американские избиратели выберут в качестве следующего президента. Но можно утверждать со всей определенностью, что этот выбор будет иметь глубокие последствия — хорошие или плохие — для всего мира.

Больше, чем что-либо еще, это отражает действительность продолжающегося американского влияния. Это также отражает убежденность в том, что следующий президент унаследует мир, полный потрясений. И то, что он или она предпочтет сделать, и то, как он или она предпочтет это сделать, будет иметь значение для многих людей во всем мире.

Тем не менее, трудно сказать, какую роль сыграет внешняя политика в определении того, кто следующий займет Овальный кабинет. До выборов 2016 года остается 17 месяцев. Многое может произойти и произойдет за тот период.

Два взаимосвязанных, хотя и различных процесса — конкурсы по выдвижению кандидатов от Демократической и Республиканской партий — будут разворачиваться на протяжении года. Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон является номинантом от Демократической партии, хотя ее кандидатура определена не окончательно. В любом случае, внешняя политика, вероятно, будет играть незначительную роль в таком решении, поскольку вопросы, которые беспокоят большинство участников первичных выборов Демократической партии, касаются преимущественно внутренней политики и экономики.

Республиканская сторона гораздо более хаотична и менее определенна, но, кажется, имеется довольно высокая вероятность, что внешняя политика будет играть большую роль в выборе кандидатуры от партии. Экономика при президенте Бараке Обаме поправляется, и это делает ее менее привлекательной политической целью. Глобальная турбулентность, напротив, дает республиканцам больше возможностей для атаки Обамы и демократов.

Тем не менее, несколько вопросов внешней политики будет доминировать в дискуссиях с обеих сторон. Один из них — торговля, которая является одновременно внутренним и международным делом. Обама использует механизм Полномочий по содействию торговле (Trade Promotion Authority) как необходимую прелюдию к получению поддержки Конгресса относительно участия в Транс-Тихоокеанском партнерстве, что позволит сократить барьеры между США и 11 странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Многие — но не все — кандидаты-республиканцы поддерживают ТТП. Представители демократической стороны настроены более враждебно к сделке, и ее поддержка становится потенциально рискованной для любого демократического кандидата.

Второй вопрос наверняка будет доминировать в дебатах по выдвижении кандидатов с обеих сторон — это Иран и международные переговоры по сдерживанию его ядерной программы. Как можно ожидать, многие из кандидатов-республиканцев будут критически настроены по отношению к любому из предложенных компромиссов. Будут подняты вопросы о том, какие санкции могут быть смягчены и когда, о сроках согласованных инспекций, и о том, что произойдет после снятия некоторых ограничений на ядерную деятельность Ирана.

Третий вопрос — климатические изменения. Папа Франциск поднимет этот вопрос со всей остротой в своей энциклике, которая будут опубликована 18 июня. Таким же образом планы Организации Объединенных Наций относительно конференции по климатическим изменением, которая пройдет в Париже в декабре, будут поддерживать эту тему в топе новостей. Демократы будут выступать в пользу больших обязательств США в этом отношении, хотя, опять же, различные точки зрения будут высказываться с обеих сторон.

Четвертый блок вопросов касается Ближнего Востока. Обе стороны склонны поддерживать более широкомасштабное военное вмешательство в Ираке и Сирии с целью противостояния исламскому государству. Но возникнет бурная дискуссия — и серьезное противостояние — относительно того, что следует и чего не следует делать.

Наконец, есть группа других вопросов — от китайской агрессивной политики в Азии до российского реваншизма в Украине. Риторика, особенно со стороны республиканцев, будет агрессивной.

Хочется надеяться, что в процессе выдвижения кандидатов сторон большое значение будет иметь то, как они ответят на три большие вопроса.

Первый касается того, насколько большое значение — в абсолютном и относительном выражении — кандидат придает внешней политике. Если кто-то думает о национальной безопасности как о монете, у которой внешняя политика с одной стороны, и внутренняя — с другой, какой стороной кверху она, скорее всего, приземлится при следующем президенте? Это классическая дискуссия «пушки против масла» — о том, как должны распределяться ресурсы — от долларов до президентского внимания.

Во-вторых, каковы цели и приоритеты внешней политики? Реалистическая традиция в международных отношениях фокусируется на влиянии внешней политики других стран и уделяет меньше внимания их внутренним делам. Основная альтернативная традиция придерживается противоположной позиции, утверждая, что внутренние дела других стран имеют наибольшее значение — будь то по соображениям морали или закона, или же потому, что считается, что поведения правительства у себе дома влияет на то, как оно действует за рубежом.

Согласно этой идеалистической точке зрения, страны, которые демократичны и относятся к своим гражданам с уважением, скорее всего, будут относится с уважением и к гражданам других стран. Сложность, конечно, состоит в том, что воздействие на траектории развития других обществ — как правило, трудная и долгосрочная задача; в то же время, имеются неотложные глобальные вызовы, которые необходимо решить иногда с помощью сомнительных политических режимов.

Последний вопрос касается подхода кандидатов к реализации внешней политики. Что будет для них предпочтительным — сочетание односторонних и многосторонних подходов, и какие инструменты — от дипломатии и санкций до разведывательной деятельности и военной силы — они будут стремится использовать наиболее часто?

Ответы на эти вопросы должны проясниться в ходе кампании. Вместе с тем американцы получат лучшее представление о том, за кого они будут голосовать, а люди во всем мире смогу лучше понять, чего ожидать в январе 2017 года, когда 45-й президент США примет присягу.

Об авторе:

Ричард Н. Хаас — американский дипломат, президент Совета по международным отношениям, ранеезанимал должность директора по планированиюполитики для Государственного департамента США (2001-2003), был специальным посланником президента США Джорджа Буша в Северной Ирландии.

Источник: Project-Syndicate

Перевод c английского: Наше мнение