Лукашенко любит перерезать ленточки на церемониях символических открытий разного рода объектов. Но за исключением библиотек, ледовых дворцов, горнолыжных центров и иных сооружений культового назначения, ничего иного президенту, как правило, открывать не приходилось. Разве что свиноферму или силосную яму, выкопанную по самым современным европейским технологиям где-нибудь в электоральной глубинке.
Новых заводов и фабрик Беларусь давно уже не строила. В основном занималась инвентаризацией и утилизацией возведенного в прежние годы. С тем чтобы не продать это кому-то, рвущемуся в олигархи, за бесценок.
Но хоть и не разбрасывали камни, пользы они не приносили никакой. Разве что внешним своим видом, пустыми глазницами выбитых стекол и поросшими мелким кустарником крышами указывали на некое несоответствие жизнеутверждающей пропаганды и реального состояния дел. В малолюдных местах, как это было на Витебщине, заброшенные строения пришлось даже пустить под нож бульдозера.
Я планов наших люблю громадье…
Понятно, что на это пошли деньги, и, в силу методики учета расходования средств, отнесены они были на счет инвестирования. Что в свою очередь нашло отражение в улучшении показателей роста ВВП.
Однако не о таких мелочах, как молочно-товарные фермы, идет речь. От БССР независимой Беларуси остались целые не законченные строительством, не принятые в эксплуатацию комплексы. Такие как промзона «Шабаны» и некоторые другие, в прежние времена бывшие объектами пристального внимания партии и правительства.
Именно в Шабанах, в одном из остановленных строительством производственных корпусов был размещен завод бытовой техники ЗАО «Атлант», который лично на днях открыл Лукашенко. И при этом сделал ряд приличествующих месту и времени заявлений. Как всегда.
Перво-наперво высказался о планах: «В этой пятилетке мы планируем построить около трехсот новых производств в разных регионах страны и плюс к этому модернизируем и переоснастим несколько сот действующих. Это будет совершенно новая экономика, ориентированная в первую очередь на переработку отечественного сырья, на максимальное импортозамещение и экономию энергоресурсов».
По мнению Лукашенко, отдельные крупные предприятия (МАЗ, БелАЗ, МТЗ и некоторые другие), набрав обороты, стали брать «на прицеп» отстающих. Разумеется, в чем-то он прав. Действительно, и физический, и стоимостный объем экспорта этих предприятий существенно увеличились. В январе–июле 2006 года*, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, экспорт тракторов увеличился на 28,5% (на 72,4 млн. долларов), грузовых автомобилей — на 16,1% (на 55 млн. долларов), шин — в 2,8 раза (на 133,1 млн. долларов), полуфабрикатов из углеродистой стали — в 1,5 раза (на 54,1 млн. долларов). Ведущие предприятия имеют множество поставщиков, филиалов, пользуются услугами транспортных и иных сервисных фирм, потому всякое увеличение ими объемов производства приводит к оживлению экономической деятельности на сотнях более мелких предприятий.
Но эти «прибавки» по сравнению с увеличением стоимостного объема экспорта минерального топлива (рост в 1,6 раза, или на 1,73 млрд. долларов) выглядят не очень значительными. Тем более что по остальным основным товарным группам экспорт не увеличился или даже сократился. А по бытовым часам, мотоциклам, велосипедам, лесоматериалам, телевизорам сократился значительно — от 14 до 50%.
Исходя из этого можно оценить и следующее заявление Лукашенко: «Последние годы работы в рыночных условиях показали, какая продукция белорусского производства с удовольствием покупается в мире. Будет поставлена задача строить новые производства той продукции, которая востребована. Мы всё умеем делать сами. Нам надо встряхнуться. Надо понимать, что дешевого газа и нефти нам никто не даст. Даже самые близкие, самые родные, самые союзные государства. Вы в этом убедились. Нам надо жить в тех условиях, которые сложились вокруг нашей страны».
Непонятка с нефтянкой
И всё, вроде бы, несомненно, но есть сомнения. Во-первых, продолжается «непонятка» с поставками российской нефти: будет таможенная пошлина на ее транзит, станет ли Беларусь пробовать компенсировать свои потери за счет введения арендной платы под российскими объектами, пока неизвестно. Но всякая неопределенность отрицательно сказывается на работе предприятий. Экономисты поговаривают о потере рентабельности белорусских нефтеперегонных заводов**. А это неизбежно приведет к потере прибылей от экспорта нефтепродуктов.
И компенсировать их, похоже, нечем. Чтобы достичь нужных для этого масштабов энергосбережения, необходима революция в технологической культуре. А последняя немыслима без радикальных изменений во всех остальных сферах жизни. Но наши правители, как и те, прежние, неизменно ставят на западные технологии, начисто отрицая необходимость таких реформ, которые активизировали бы заинтересованное участие в этом деле человеческого фактора.
Факт удорожания энергоносителей уже получил свое подтверждение в решении Минэкономики: «С 1 января 2007 года цены на природный газ для промышленных потребителей увеличены на 88,9%, до 120,31 доллара за 1 тыс. кубометров без НДС. С 2007 года тарифы на электроэнергию для реального сектора повышены на 21,2%, на тепло — на 40,8%».
А без новых технологий новые производства будут казаться новыми только для нас самих. Но не для остального мира и его рынков.
Однако возвратимся в Шабаны. На новом заводе всё начиналось с отверточного производства машин одной из итальянских марок. Итальянцы «супер» не дали, позволили собирать одну из моделей-ветеранов. Но белорусским специалистам этого вполне хватило, чтобы разобраться в схемах производства стиральных машин. Насмотревшись, конструкторы нашли и самостоятельные интересные решения, в итоге, так считают заводчане, белорусские стиралки теперь и по внешнему виду, и по техническим характеристикам вполне могут дать фору лучшим моделям известных мировых производителей.
По словам гендиректора «Атланта» Виктора Шумило, родилась чисто белорусская модель. Специально под ее производство было закуплено новое оборудование. Уровень собственной комплектации сразу вышел на 45 процентов. Корпуса, стиральные барабаны, пластмассовое литье и некоторые другие детали теперь «Атлант» делает сам. Планируется выйти на 90% собственной комплектации. Модельный ряд будет включать 19 различных модификаций. Объем производства думают довести до 1 миллиона штук в год. А на подходе освоение «Атлантом» выпуска посудомоечных машин и кухонных плит.
То есть планируется наладить выпуск всего спектра продукции, которая на профессиональном языке называется «белая» бытовая техника.
Как говорится, нашему бы теляти да волка съесть…
И, похоже, «Атлант» собирается конкурировать не только с зарубежными производителями, но и брестским заводом газоэлектроаппаратуры?
Ту-4 — это Б-29
Так вот, брестчан он может и потеснить. На внутреннем рынке. Марка «Атлант» в Беларуси очень популярна. Но Беларуси миллион стиральных машин явно не нужен. А появление чисто белорусских моделей на внешнем рынке непременно воспримут с изрядной долей скепсиса. Стиральная машина — достаточно серьезное приобретение, которое хозяйки на авось не делают. Требуют гарантии, в том числе и в сервисном обслуживании. К тому же важную роль, при известном материальном положении, играют соображения престижа. Не один «Атлант» производит стиральные машины.
Понятно, что белорусская машина не пойдет на рынки «дальнего зарубежья», она ориентирована на страны СНГ, прежде всего на Россию. Но даже если верить рекламе, утверждающей, что в этой стране каждую минуту приходят в негодность две стиральные машины, а в год ломается миллион, невозможно предположить, что на российском рынке начнется охота за агрегатами с лэйблом «Сделано в Шабанах». А емкость остальных рынков СНГ невелика.
На штурм внешних рынков обычно идут под раскрученным брэндом. Иное же годится для внутреннего потребления, если страна надежно защищена от внешних конкурентов. Как это было в СССР. Или же копирование зарубежных аналогов преследовало не экономические, а сугубо военные цели. В те времена такое копирование было возможным почти исключительно в результате военного шпионажа, иногда благодаря счастливому стечению обстоятельств.
Характерным примером совпадения того и другого является история перевоплощения американского стратегического бомбардировщика Б-29 в советский Ту-4. Полный комплект чертежей для производства «летающей крепости» был добыт разведчиками, а сделать необходимые обмеры «вживую» удалось после того, как звено Б-29 совершило вынужденную посадку на советском военном аэродроме на дальнем Востоке. Летчикам военные организовали торжественный прием и длительный комфортабельный отдых, а вызванные из Москвы специалисты разобрали самолеты «до последнего винтика».
В итоге Ту-4 стал копией Б-29 настолько точной, насколько это позволяли сделать очень отличные от американских советские технологии. Но с точки зрения целевого назначения — нужен был стратегический носитель атомной бомбы в нужное время — советский самолет был полным аналогом американского. Лучше или хуже, такого вопроса просто не могло быть.
Советская промышленность могла бы сделать такой самолет вполне самостоятельно, но дороже золота стоило время.
За пределами выполнения локальных задач, мирных или военных, копирование западных образцов было занятием бесперспективным в силу его вынужденной ориентации на лучшие образцы «вчерашнего дня». И стало одной из основных причин растущего технологического отставания СССР.
Впрочем, это отдельная тема, она достаточно хорошо освещена в обширной литературе по проблемам ускорения НТП в СССР.
В будущее под китайским флагом
Отдавая должное промышленному шпионажу, Япония, в отличие от СССР, приоритетным считала приобретение запатентованных, но не внедренных новинок. Поэтому всегда шла на полшага впереди прогресса.
Важный момент: японцы не видели в этом ничего зазорного, и только посмеивались, когда люди по причине гордыни недалекие обвиняли их в том, что они экономят на собственных ученых.
Получив независимость, Беларусь гордилась достижениями собственной науки и достигнутым технологическим уровнем производства. Немногочисленные трезвые оценки, предлагавшие при определении уровня достижений не забывать о том, что они оценивались по советским меркам, с ходу отвергались. Потому были отклонены десятки, а может и сотни, проектов по организации сборочного (фактически отверточного) производства в Беларуси для реализации продукции в третьих странах.
Помимо прочего, считать, что сами с усами, было выгодно, поскольку сулило поддержку государства.
Сейчас об организации «отверточных производств» не зазорно писать даже авторам «самых влиятельных газет в стране». Но как и всякий психологический перелом, дался он «заправилам» белорусской промышленности нелегко.
Печален опыт «Интеграла», не меньшие потери понес «Горизонт», который в свое время вынудили собирать телевизоры из «интегральских» комплектующих. В результате работники сервисных служб «Горизонта» летом 2001 года не могли уйти в очередные отпуска, поскольку все гарантийные мастерские были забиты «отказными» аппаратами. В итоге пришлось смириться и перейти на импортную комплектацию, что сделало новые телевизоры вполне надежными.
Но, как свидетельствует статистика, «Горизонт» теряет внешний рынок, потому вынужден искать нетривиальные решения. В том арсенале средств, которыми управляются белорусские предприятия, таковых не оказалось. Поэтому ОАО «Горизонт» озвучил намерение подписать соглашение о создании совместного предприятия с китайским холдингом Medea holding.
По словам заместителя генерального директора предприятия по науке и техническому перевооружению Сергея Гунько, партнер «Горизонта» является одним из известных производителей электротехники. «Горизонт» давно знаком с его деятельностью, сотрудничал с ним и сейчас готов к серьезному партнерству. В частности, «Горизонт» выпускает СВЧ-печи, пылесосы и кондиционеры с комплектующими китайского холдинга.
После подписания соглашения о создании совместного предприятия объем производства белорусско-китайской продукции заметно возрастет. Так, объем производства СВЧ-печей увеличится вдвое. В 2006 год «Горизонт» выпустил 54 тыс. штук микроволновок, 30 тыс. штук пылесосов и 500 кондиционеров.
Во время Второй мировой войны в пропагандистских фильмах для американцев всячески высмеивалось низкое качество японской военной техники. Сейчас это никому в голову не придет. Постепенно меняется отношение и к китайской продукции, а та ее часть, которая производится на современных предприятиях, своим качеством давно уже обеспечила брэнды китайских фирм должным и признаваемым в мире авторитетом.
Так что в будущее белорусский «Горизонт» идет под китайским флагом.
То бишь, брэндом…
------------------------------
* К сожалению, автор не располагает итоговыми данными Минстата, но 2006 год ничего неожиданного в сфере экономики не показал (исключая сельхозпроизводство — недобор зерна в пострадавшем от природных аномалий сельского хозяйства), поэтому достаточно точные цифры при желании можно получить арифметическим путем).
** См.: «Давальцы упираются». — «БР», № 4/2007.