25 апреля в телефонном разговоре с исполняющим обязанности премьер-министра Армении Кареном Карапетяном его белорусский коллега Андрей Кобяков выразил поддержку армянскому народу и предложил оказание всей необходимой помощи. В свете возникшего в Армении политического кризиса чем можно объяснить такую готовность к содействию?

Андрей Федоров. К сожалению, официальная информация слишком скудна, чтобы на этот вопрос можно было дать хотя бы более или менее обоснованный ответ. Поэтому остается рассуждать лишь на основе неких общих соображений.

Поддержка вроде бы была предложена формально действующим армянским властям, однако они находятся в весьма сложном положении: несмотря на отставку премьера Сержа Саргсяна, напряженность в стране не спадает.

Кроме того, неясно, в какой форме эта поддержка может быть оказана — политической или экономической. Исходя из того, что предложение было сделано белорусским премьером, то есть лицом, которым, как известно, в свое время было строго указано не вмешиваться в политику, логично предположить, что имелось в виду некое материальное содействие. Между тем никаких просьб такого рода из Еревана до сих пор вроде бы не поступало.

Если же речь шла о политике, то до сравнительно недавнего времени позиция белорусских властей заключалась в том, что любые «цветные революции» нелегитимны. Правда, можно вспомнить, что события 2013-14 гг. в Украине не получили однозначного осуждения со стороны официального Минска, хотя он чрезвычайно активно использовал их в качестве негативного примера для собственного населения.

На сей раз, казалось, реакция будет иной. Во всяком случае, в недавнем послании белорусскому народу и парламенту Александр Лукашенко дал событиям в Армении в целом негативную оценку. Хотя отнюдь не в такой степени, как можно было ожидать, поскольку одновременно была признана определенная вина ее союзников в случившемся.

Возможно, не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что к радикальной оппозиции присоединилась партия «Процветающая Армения» во главе с бизнесменом Гагиком Царукяном, имеющая в парламенте страны 31 место.

Дело в том, что белорусского лидера связывают с Царукяном, которого называют самым богатым человеком Армении, давние дружеские отношения. Во время визита Лукашенко в Армению в 2010 году Царукян подарил его младшему сыну бочку коньяка, которую следует открыть в день свадьбы последнего.

По сведениям армянских СМИ, во время следующего визита в Ереван, состоявшегося тремя годами позднее, именно Царукян встречал высокого гостя в аэропорту и расположил на ночлег в своем особняке. Затем Лукашенко участвовал в открытии церкви, построенной на деньги семьи этого олигарха. Еще годом позже Царукян предоставил земельный участок в своем родном селе для посольства РБ в Армении.

Он ведет бизнес и в самой Беларуси, являясь совладельцем предприятия по розливу коньяка.Был награжден орденом Дружбы народов.

Тем не менее, все это едва ли стало настоящей причиной сдержанности белорусского руководства. В реальности оно, возможно, рассчитывает, что осложнения на армянском направлении вынудят Москву более бережно относиться к другим союзникам.

Вот только надежды эти могут не оправдаться. Более того, в результате не исключено возникновение у Кремля стремления самым кардинальным образом предотвратить даже чисто гипотетические попытки Минска сойти с российской орбиты.