Несколько дней одной из представительниц центральной республиканской власти было озвучено довольно интересное и, в общем, прогрессивное предложение. Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина заявила о возможности избрания путем народного голосования глав местных сельских администраций.

Беларусь — небольшая страна, и в этом отношении более управляема по сравнению с Россией и даже Украиной. Тем не менее, по своему территориально-административному устройству, как и любое другое постсоветское государство, принципиальных отличий не имеет. Иерархическая конструкция, существующая по правилам административного рынка, вынуждает субъектов ее административно-территориального деления действовать в рамках определенного алгоритма.

Основной формой организации социального пространства в административно-территориальном аспекте здесь, как и в любом постсоветском государстве, остается старая иерархическая конструкция, где нижележащий уровень территориального деления практически полностью зависит от ресурсов, распределяемых вышележащим уровнем. В этой форме организации государства снизу, с периферии, вверх, в центр, идет поток одних отчуждаемых ресурсов, а сверху вниз — поток других распределяемых ресурсов.

В отличие от развитых рыночных государств, где бюджет региона формируется в основном за счет местных предпринимателей, в наших условиях бюджет региона в большинстве случаев зависит от успешности административных торгов с вышележащим уровнем по поводу отчуждаемых/распределяемых ресурсов. Если руководитель региона, с одной стороны, способен «договориться» с вышестоящими организациями о дополнительных финансовых вливаниях в регион, а с другой стороны, находить возможности для утаивания своих финансовых поступлений в центр, то такой регион имеет шансы для процветания и устойчивого роста. Если же региональный руководитель лишь следует формальным инструкциям и не проявляет подобной административной ловкости, регион, как правило, обречен на депрессивность.

Весомыми аргументами региональных руководителей в административных торгах с центром являются разного рода угрозы — возможных массовых народных бунтов, проявлений сепаратистских устремлений, возникновение каких-либо других региональных катастроф, имеющих общегосударственное значение. Если центр в своей региональной политике покупается на такие страшилки, часто искусственно конструируемые, то в борьбе за финансы выигрывают наиболее ловкие региональные лоббисты, способные входить в специфические сетевые структуры (именуемых в народе мафиями), корректирующие процесс перераспределения ресурсов.

Кроме проблемы несправедливого распределения ресурсов в региональном аспекте, административный торг, доминирующий в отношениях центра и регионов, угрожает также регионализацией и распадом государства. В России и Украине данная проблема уже актуализировалась, в Беларуси — пока в потенциальном состоянии. Но причина этой проблемы в постсоветских странах однотипна. Здесь каждый субъект региональной политики, заинтересованный в увеличении перераспределяемых в свою пользу ресурсов, стремиться к повышению своего уровня в иерархии — область не против стать центром, а район — областью. Высшая государственная власть в рамках существующей матрицы отношений вынуждена применять свой арсенал страшилок для предотвращения подобных политических притязаний.

Предложение Лидии Ермошиной о возможном избрании глав местных сельских администраций путем народного голосования можно интерпретировать как одно из предупреждений в адрес «потерявших страх» региональных руководителей других уровней территориальной иерархии и перенаправить их административные усилия на непосредственное удовлетворение запросов местных избирателей. Таким образом, центральная власть может укрепить свои позиции в административных торгах с региональными лидерами, предупреждая их о подобной участи и поставив их в зависимость от местного общественного мнения.