Пока социальные сети обсуждают участившиеся скандалы с милицией, палата представителей награждает министра внутренних дел — правда, видимо, еще за весенние заслуги. И, несмотря на критику действий милиции общественностью (а, может быть, и благодаря этой критике) аппаратный вес министра растет.

В обществе и независимых медиа идет дискуссия по поводу серьезного ухудшения дисциплины в силовых ведомствах, безнаказанности и вседозволенности представителей МВД. Скандалы в милиции следуют один за другим.

Так, в Кричеве 11 сотрудников попросили министра внутренних дел уволить начальство из-за «многочисленных злоупотреблений». Вероятно, в милиции повысился уровень напряженности в связи со снижением благосостояния и требованиями по обеспечению показателей общественной безопасности. При этом правоохранители остаются одни из самых многочисленных и ресурсоемких бюджетных сфер, где государство стремится поддерживать высокий уровень зарплат по сравнению с другими бюджетниками.

Президент А. Лукашенко вынужден был сам вмешаться с критикой действий милиции в Орше после того, как они ворвались в дом руководителя местной вертикали без ведома главы государства. Очевидно, что действия представителей МВД в Орше разрушали установившийся баланс во властной системе Беларуси, где президентская вертикаль во главе с А. Лукашенко является основным центром власти с иммунитетом от преследования силовиков. Сомнительно, что министр МВД не был уведомлен о действиях своих подчиненных в Орше, однако, он не сообщил об этих намерениях главе государства, позволив милиционерам перейти границы негласной договоренности.

По всей видимости, из-за сокращения зарплат и сохранения высоких должностных требований число скандалов среди силовиков будет увеличиваться.

Однако текущая роль силового блока в поддержании социально-политической стабильности в обществе и их вес в государстве не позволяет главе государства действовать более решительно. Президент А. Лукашенко вынужден публично демонстрировать поддержку силовиков для сохранения их лояльности и готовности к мобилизации для защиты белорусского руководства в случае социальных потрясений.

Поддержка силовиков в спорных случаях с целью сохранения их лояльности при невозможности эту лояльность поощрить материально или престижем службы ведет к росту ощущений силовиками вседозволенности и безнаказанности. А ключевая роль правоохранителей в государственной системе благодаря сдерживанию протестного движения на фоне экономических неудач и возможного падения рейтингов государственных институтов — к дисбалансу государственных институтов.