Наблюдавшие за выборами в Палату представителей Национального собрания представители различных международных организаций уже дали свои предварительные заключения. Могут ли последние каким-либо образом сказаться на международном положении нашей страны?

Андрей Федоров.Как обычно, международные наблюдатели представляли две группы организаций, существенно по-разному относящихся к официальному Минску. Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ и Шанхайская организация сотрудничества однозначно являются его союзниками. Напротив, Парламентскую ассамблею и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, а также Парламентскую ассамблею Совета Европы с достаточной долей уверенности можно отнести к оппонентам. Схожую с последними позицию занимает и Европарламент, однако на сей раз его делегация по связям с Беларусью не была официально приглашена на выборы и не смогла принимать участие в процедуре наблюдения.

Соответствующими данному раскладу оказались и сделанные этими группами заключения. Так, миссия соратников Беларуси по постсоветским структурам по традиции признала выборы полностью отвечающими Конституции и избирательному законодательству, демократическими открытыми и прозрачными. Иного, впрочем, никто и не ожидал, так что на восточном направлении прошедшая кампания никаких изменений заведомо принести не могла.

На западном же фронте ситуация складывается несколько иначе. В силу известных обстоятельств белорусскому руководству было крайне необходимо сохранить достаточно явственно обозначившуюся тенденцию к нормализации взаимодействия. Ради этой цели ему пришлось пойти на некоторые жертвы, и интрига сводится к тому, не были ли они напрасными.

Судя по заявлениям западных представителей, несмотря на отдельные улучшения условий проведения выборов, серьезные сомнения в их честности и справедливости остаются. Например, глава миссии краткосрочных наблюдателей БДИПЧ Кент Харстед обвинил белорусские власти в невыполнении ряда обещаний относительно прозрачности избирательного процесса. А по мнению Госдепартамента США, выборы не соответствовали международным обязательствам Беларуси.

Практика показывает, что окончательные заключения принципиально не отличаются от предварительных. Тем самым вопрос о перспективах остается открытым. Об ухудшении ситуации, речь, разумеется, не идет, поскольку некий позитив все же имел место. В то же время продемонстрированный прогресс не был признан значительным. Кроме того, к осторожности западных партнеров подталкивает многолетний опыт общения с белорусским руководством

Нельзя забывать и о такой важной предпосылке сотрудничества, как поведение Минска на международной арене, прежде всего, в отношении российско-украинского противостояния, а также в сфере военного сотрудничества с Москвой.

Таким образом, рассчитывать на радикальный прорыв оснований не видно. При этом процесс постепенного сближения может продолжаться, однако лишь до некоторого предела, который как представляется, уже недалеко.