Власти Беларуси хотят уйти от постатейного принципа финансирования различных бюджетных расходов к программному. Дело это благое, ведь постатейное финансирование означает, грубо говоря, что если заложено 100 рублей на ручки, то будь добр, потрать именно столько и именно на это. А карандаши купить нельзя — нецелевое использование средств. И купить меньше, если столько не надо, чревато тем, что статью урежут в следующем году. И купить больше нельзя, даже если очень нужно — денег на это не предусмотрено.

Программа же предполагает большую свободу. Есть цели развития — они для каждой программы свои — и сами решайте, что нужно для их достижения — ручки, карандаши, зарплата или точильная машинка. Правда, это в теории, а в реальности степень свободы все же серьезно ограничена, да и зачастую прямо написано, что ручки вы должны закупать у государственного предприятия «Х», а не у кого попало.

Плюс горизонт планирования у программ — как правило, 5 лет, а не один год. Это позволяет оперативно реагировать вносить изменения в расходы и в план реализации программы.

Немецкая экономическая группа и Исследовательский центр ИПМ при участии аналитика BIPART проанализировали состояние законодательства, касающегося государственных программ, и сами программы на предмет единообразия индикаторов и целей, применяющихся там. Выяснилось, что они сильно отличаются в разных программах. Еще одним существенным недостатком, как указывается в работе, является прямое указание некоторых государственных предприятий как исполнителей работ (например, Белтелеком в программе о цифровой трансформации). Авторы рекомендуют государству выступать только заказчиком работ, если уж декларируются равные права доступа для государственного и частного секторов.

Тем не менее, это большой шаг вперед. И видно, что этим вопросом занялись всерьез. В феврале определили полный список программ, в марте был принят Указ № 106, посвященный тому, как из разрабатывать, он вступил в силу с 1 мая. А 25 июля был принят Указ № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ».

Жаль, что в рабочие группы, которые будут заниматься разработкой государственных программ, не будет включен ни один независимый эксперт хоть на каком-либо положении, и вообще механизма учета мнения общества при разработке этих программ никакого не предусмотрено. Разве что считать выразителями гласа народа представителей местных Советов и исполкомов (когда финансирование за счет средств местных бюджетов). За одним исключением — общественное обсуждение должно организовываться в случае, если реализация программы оказывает воздействие на окружающую среду. Кажется, Орхусская конвенция работает. Вот если бы у граждан было право не только на экологическую информацию, но еще и на экономическую!

Также странно, что целевые показатели теперь могут быть исключительно количественными (и описаны принципы их расчета). Во многих государственных программах сейчас присутствуют именно качественные показатели. Видимо, разработчикам придется думать о том, как выразить в цифрах долгосрочное влияние на продолжительность здоровой жизни и т. п.

В документе не прописан механизм обеспечения равенства доступа к госзакупкам государственного и частного секторов. Правда, не написано и обратного — что заказы должны уходить непременно государственным предприятиям. Но есть пункты, которые делают это возможным, например:

Заказчики вправе определять без проведения конкурса, в том числе повторного, в качестве исполнителей мероприятий:

— организацию, уполномоченную законодательными актами на осуществление деятельности, которая необходима для выполнения мероприятий, государственное объединение, в состав которого входит одна организация, территориальные органы республиканских органов государственного управления, бюджетную организацию, получающую субсидии, работники которой приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций…

Несложно предположить, что сюда можно отнести, к примеру, тот же Белтелеком или государственные (коммунальные) телеканалы. Тут, как показывает практика, многое зависит от неписанных правил. Дадут установку широко привлекать частный сектор — будут привлекать. Если же наоборот — то воспользуются этой или подобными лазейками. Видимо, в первую очередь не в закупке карандашей и скрепок, а в закупке чувствительных для государства скреп.