В 2015 году сельскохозяйственные организации выручили за проданную продукцию BYR 84,2 трлн при ее себестоимости BYR 72,5 трлн, что принесло им BYR 2,9 трлн чистой прибыли. В том же году фермерские хозяйства получили выручку BYR 3,3 трлн, что принесло им BYR 0,52 трлн чистой прибыли. Таким образом, чистая прибыль организаций в 5,6 раза превысила чистую прибыль фермеров.

Как говаривал Максим Горький, факты — упрямая вещь. С ним всегда соглашалось руководство Беларуси и все имеющиеся в казне деньги отдавало колхозам и совхозам. Между тем, как это следует из специального бюллетеня Белстата «О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств», в 2015 году их списочная численность составила 9,2 тыс. человек. — 2,7% от численности занятых в сельском хозяйстве (330 тыс. человек). Отсюда следует, что при наличии в стране 50-60 тысяч фермеров сельское хозяйство могло бы выйти на самофинансирование. Примерно такое же количество фермеров смогло бы обеспечить нынешние объемы сельскохозяйственного производства в стране.

Но где взять фермеров? Не из Голландии же завозить. Если в Беларуси будут созданы приемлемые условия, многие, возможно, приедут сами. Но главная надежда — на отечественных крестьян. Медленно, но неуклонно растет численность хозяйств и работников. Если в 2012 году официально числилось 2442 хозяйства, в которых работали 6915 работников, то в 2015-м — 3017 и 9200 соответственно. Примечательно, что в прошлом году, когда во многих секторах экономики численность работников сокращалась, занятость в фермерском секторе увеличилась на 564 работника.

В фермерских хозяйствах сегодня трудится 5880 наемных работников и 3320 фермеров и их родственников. Эти люди получают (добиваются от властей) земельные участки для хозяйственного производства. Сегодня в их распоряжении состоит всего 1,9% общей площади сельскохозяйственных земель.

В свое время советские идеологи пытались воспитать у людей «чувство хозяина на земле», не допуская мысли о том, чтобы дать им землю в собственность. Но новая реальность разошлась с прежней идеологией и требует от властей адекватной реакции. Но хорошо бы — без компанейщины, когда чиновники начнут «загонять в фермеры» всех по разнарядке и по приказу начальства. Но: власть должна принципиально изменить подходы к фермеру. К единственному естественному частному инвестору в сельском хозяйстве.

Накануне очередных перевыборов глава государства обещал активизироваться в этом направлении, но никаких подвижек за год не произошло. Между тем фермеры вполне успешно трудились ради собственного блага и для пользы всего общества. Так, за 2015 год они инвестировали BYR 562 млрд в основной капитал (на 20% больше, чем в 2014 году), увеличили выручку на 20%, производство сельхозпродукции в текущих ценах — на 17%. При этом выручка на одно фермерское хозяйство составила BYR 1,33 млрд. На одного работника в среднем пришлось BYR440 млн. И хотя рентабельность продаж снизилась, она осталась довольно высокой — 18,1%. Несоизмеримой с сельскохозяйственными организациями, где рентабельность составила 3,3%. А без учета господдержки — минус 2,3%.

Сравнение этих показателей показывает, что фермерские хозяйства и контролируемые государством организации функционируют в различных экономических системах и достигают совершенно разных результатов.