Накануне визита в Минск министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский рассказал Радыё Свабода о целях своего визита. В какой степени изложенная им повестка может быть рабочей основой для взаимодействия Польши и Беларуси в ближайшей перспективе?

Язэп Абзаваты. В соответствии с высказываниями главы польского внешнеполитического ведомства, главной целью своей поездки он считает «восстановление соседских контактов между Польшей и Беларусью». К сожалению, эту весьма общую формулировку он не раскрыл, поэтому о конкретных планах можно только строить предположения.

Правда, практически нет сомнений, что одной из основных тем для переговоров станет положение польского меньшинства в нашей стране. Чуть больше месяца назад Ващиковский уже затрагивал этот чувствительный для правящей ныне партии «Право и справедливость» (ПиС) вопрос: «Мы хотим… склонить власть Беларуси по-европейски относиться к своим гражданам, в том числе и к польскому меньшинству».

Трудно сказать, удастся ли здесь найти общий язык. Ведь именно во время предыдущего пребывания ПиС во власти разгорелся конфликт вокруг Союза поляков Беларуси. Кроме того, категорическое неприятие со стороны официального Минска вызвало активное продвижение Варшавой «карты поляка». В итоге белорусско-польские отношения оказались едва ли не на самом низком уровне за всю новейшую историю.

Возможно, впрочем, что на сей раз польская сторона рассчитывает добиться большей отзывчивости партнеров посредством активной демонстрации своей заинтересованности в сохранении суверенитета и независимости Беларуси. Этой позицию Ващиковский тоже обозначил, напомнив об угрозе имперских стремлений Кремля восстановить так называемый «русский мир», что несет явную угрозу соседям России.

Сомнительно, однако, что данный аргумент может сыграть значительную роль. Во-первых, нет уверенности, что белорусское руководство целиком разделяет такую точку зрения, хотя не исключено, что определенные опасения на сей счет у него имеются.

Но даже в случае абсолютно полного согласия ни на какие шаги, могущие вызвать у Москвы хоть тень сомнения в его лояльности, оно бы не пошло. И без того в последнее время в российских медиа все чаще появляются публикации, в которых Минск открыто обвиняется в предательстве «главного союзника».

Так что из двух названых Ващиковским рычагов польского влияния — экономического сотрудничества и политического вовлечения — может работать только первый, да и то сегодняшняя ситуация этому не слишком благоприятствует.

А если России все же удастся вынудить размещение на территории нашей страны своих военных объектов, то на всех надеждах на сколько-нибудь серьезную нормализацию двусторонних отношений вообще можно будет поставить крест.