В конце декабря 2015 года был опубликован рейтинг систем здравоохранения, составленный агентством Bloomberg. Рейтинг оценивал страны с населением более 5 млн человек, продолжительностью жизни не менее 70 лет и уровнем ВВП по паритету покупательской способности на душу населения не менее 5000 USD.

Конечный перечень включает 51 страну, Беларусь в этом рейтинге заняла 42 место. Хотя этот результат не самый впечатляющий, позиция Беларуси в нем оказалась выше позиции США и России, что дало многим белорусским СМИ повод назвать систему здравоохранения Беларуси «лучше, чем в США и России».

Рейтинги Bloomberg уже критиковались из-за набора переменных, используемых для расчета позиций конкретных стран. Параметры, которые используются для составления рейтинга здравоохранения, ни в коем случае не позволяют оценивать белорусскую систему здравоохранения лучше российской или американской — да и вообще не позволяют производить релевантную оценку.

Рейтинг Bloomberg оценивает три основных параметра, два из которых включают несколько переменных. Первый параметр — средняя продолжительность жизни. Второй параметр — финансовая составляющая системы здравоохранения, который включает в себя процент ВВП, расходуемый на здравоохранение, и количество денег (в долларах США), расходуемых системой здравоохранения на душу населения. Третий параметр оценивает годичное изменение первых двух параметров. Таким образом, под эффективностью системы здравоохранения рейтинг понимает уровень расходов, которые система здравоохранения тратит на поддержание определенной продолжительности жизни и увеличение продолжительности жизни. Это ставит сразу несколько вопросов по поводу сравнимости стран, попавших в рейтинг.

1. В первую очередь, достаточно странными являются критерии включения стран в рейтинг. Рейтинг не делает поправки на площадь страны и численность населения; кроме того, в нем никак не учтен параметр доступностимедицинской помощи. В этой связи довольно своеобразным выглядит соседство Беларуси с Россией и США — странами с огромной площадью, где значительное влияние на здоровье населения оказывают параметры расстояния (на Аляске и Дальнем Востоке России госпитализация осуществляется при помощи вертолетов, что не может не сказываться на стоимости медобслуживания), разнообразия климатических зон, экологической обстановки и распространенности инфекционных заболеваний.

2. Кроме того, рейтинг не делает поправки на такие специфические для каждой страны параметры как привычки (например, употребление алкоголя), уровень травматизма, случайной и насильственной смертности (например, смертность в ДТП и убийства), хотя эти показатели оказывают существенное воздействие на показатели средней продолжительности жизни. Рейтинг также не учитывает разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин.

3. Отсутствует в рейтинге и поправка на уровень заработной платы медиков. Несомненно, с точки зрения отдачи вложенных в систему здравоохранения средств на увеличение продолжительности жизни, низкая заработная плата врачей представляется более предпочтительным вариантом. С точки зрения расходования бюджета много работающий и мало зарабатывающий врач полезнее, однако называть такие системы здравоохранения эффективными достаточно сложно.

4. Наконец, рейтинг не учитывает структуру расходов в системе здравоохранения. Так, расходы на некоторые услуги здравоохранения (например, стоматологию) и сопутствующие услуги (комфорт содержания в стационарах) не оказывают значимого влияния на продолжительность жизни, или оказывают лишь косвенное влияние, но в итоге увеличивают расходы на здравоохранение в целом.

Таким образом, рейтинг Bloomberg, по большому счету, оценивает то, насколько дешевым является поддержание определенного уровня продолжительности жизни в различных странах, путая это с эффективностью системы здравоохранения. Эффективность, при этом, должна оцениваться в первую очередь как результативность и в меньшей степени учитывать финансовые показатели.

С этой целью в рейтинге должны учитываться такие показатели, как коэффициенты смертности и детской смертности, рождаемости, число хронических и инфекционных заболеваний на 100 000 человек, и др. Это не означает, что в результате внесения дополнительных параметров Беларусь значительно опустится в рейтинге — просто считаться он будет по-другому. И напротив — скажем, по такому показателю, как коэффициент детской смертности, Беларусь демонстрирует даже лучшие результаты, чем Канада: 3.64 против 4.71.

Но в любом случае утверждения о том, что белорусская система здравоохранения лучше российской или американской (равно как и любой другой) крайне сомнительны.