Недавно неизвестное лицо или группа лиц прислали в ваше издание — BelarusSecurityBlog — тюремную статистику. Как вы полагаете, какие именно показатели в этом документе заслуживают особого внимания и почему?

Андрей Поротников. Опубликованный «BelarusSecurityBlog» доклад «Общие сведения о деятельности Республики Беларусь в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей» интересен сам по себе, так как представляет адекватную (на момент его составления) информацию об архитектуре национальной пенитенциарной системы. Стоит отметить, что из советского прошлого все без исключения силовые ведомства Беларуси сохранили привычку засекречивать максимально возможный объем информации о себе. Что создает почву для разного рода домыслов и инсинуаций, которые в итоге негативно сказываются на отношении населения к силовикам. Классический пример: численность МВД в 120-140 тыс. сотрудников.

Относительно «Общих сведений» следует отметить высокое качество составления документа, который представляет собой добротный справочник о системе исполнения наказаний в Беларуси и будет полезен для всех, кто интересуется правоохранительной тематикой.

Говоря о содержащихся в документе сведениях, хотелось бы остановиться на трех, которые, на мой взгляд, весьма показательны.

Во-первых, количество осужденных на душу населения в Беларуси (порядка 311 чел на 100 тыс. населения без учета «пациентов» ЛТП) выше, чем в постсоциалистических странах ЕС. Связано это может быть в первую очередь не с репрессивным характером режима, а с уровнем общей правовой культуры в обществе.

Во-вторых (и в продолжение первого), интересно отметить, что на систему исполнения наказаний возложены и функции профессиональной подготовки «сидельцев»: функционирует 21 (!) ПТУ, патронируемое Минобразования. Правда, желающих получить востребованную на рынке труда рабочую специальность лишь порядка 8% от спецконтингента. Из «Общих сведений» неясно, с чем это связано: то ли, как гласит народная молва, в зонах находится самые профессионально подготовленные представители нашего общества; то ли его самая асоциальная часть. Последнее более похоже на истину: по данным за первое полугодие прошлого года почти 60% совершивших преступления не работали и не учились (подробнее см. Сведения о правонарушениях на сайте МВД РБ).

В-третьих, следует обратить внимание, что в Беларуси осталась лишь одна воспитательная колония для несовершеннолетнихпреступников, в которой на по состоянию на 1 мая 2013 содержалось лишь 174 подростка (чуть более 1/3 от возможной наполняемости). Что составляет менее 0,5% от общего числа отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. При том, что по итогам первого полугодия 2013 года 4% общего числа установленных преступников составляли как раз несовершеннолетние. Таким образом, гуманизм отечественного правосудия к этой категории правонарушителей очевиден.

Также интересно, что за указанный период прекрасная половина отечественной преступности составила почти 16% от общего числа установленных лиц. Правда, в местах отбывания наказаний за ними было «зарезервировано» менее 9% от общего лимита наполняемости. Что можно рассматривать как проявление гендерной дискриминации и сексизма.