На недавнем совещании по вопросу развития научной сферы Беларуси Александр Лукашенко вновь поставил ребром вопрос о реформировании беларусской науки в целом и НАН в особенности. В последний раз тот же вопрос стоял тем же ребром в ноябре 2011 года, когда президент обрушился с резкой критикой в адрес учёных Национальной академии наук.Весь 2012 год прошёл для беларусской науки под девизом радикализирующейся модернизации: начавшись с заявления премьер-министра Мясниковича М.В. о главной идеологической роли Академии наук в процессе модернизации, он завершился словами президента А. Г. Лукашенко о необходимости модернизации самой науки.

Слова президента, высказанные на недавнем совещании с удивительной точностью повторяют «ноябрьские тезисы» 2011 года и тем самым свидетельствуют о сохранении statusquои пробуксовывании заявленных реформ. В то же время, настойчивость, с которой первое лицо осенью возвращается к этому вопросу, даёт понять всем заинтересованным субъектам научной сферы о неизбежности реформирования науки.

Правда, по-прежнему неясно, в каком направлении и, что ещё важнее, каким образом осуществлять реформы. Мотивация президента очевидна: наука должна государству стоить дешевле, а дохода приносить больше. Проще говоря, наука должна стать выгодным коммерческим проектом. Но как это сделать в стране, где «коммерсанты» именуются «вшивыми блохами», а государственные служащие, к коим относятся и научные кадры, боятся инициативы и ответственности, как огня?

В ноябре 2011 г. президент предложил перенять западноевропейский опыт и сделать ставку на университетскую науку. Однако, попытки инициировать «внутреннюю конкуренцию» между академической и университетской наукой натолкнулись на непреодолимое препятствие, связанное с инертностью первой и недееспособностью второй. Сегодня, видимо, окончательно разочаровавшись в НАН и университетах, президент предлагает сделать ставку на отраслевую науку, оживить вузовскую науку и радикально сократить НАН. Мысль здравая, всё портит только один нюанс: согласно предложению академиков, все управленческие функции всех отраслевых научных организаций должны быть переданы НАН.

Налицо парадокс: сосредоточившая в своих стенах подавляющее большинство научных кадров НАН коммерчески неэффективна и потому должна быть реформирована путём управления коммерчески более эффективной отраслевой наукой. Разрешить этот парадокс в отведённые три месяца под силу только гению реформ в сфере науки. Нам, простым смертным, остаётся лишь надеяться, что отмеченная классиком дружба гения и парадокса взаимна, и наш парадокс найдёт своего гения.