Последние месяцы характеризуются замедлением роста ВВП. Главной причиной данной тенденции стало снижение объемов промышленного производства, которое в свою очередь во многом связано с падением спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках.

«В январе–мае рост реального ВВП замедлился до 1,1% (2.5% в январе–апреле). Темп прироста остался положительным только благодаря чистым налогам на продукты, в то время как валовая добавленная стоимость за январь–май сократилась на 0,1%. Основная причина — падение промышленного производства, которое ускорилось до 3,5%», — говорится в Ежемесячном обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ.

Одной из важных для экономики отраслей, продемонстрировавших падение объемов производства, стала химическая промышленность. В начале года проблемы в этой сфере были связаны с прекращением экспорта растворителей и разбавителей. Сегодня серьезное влияние на ситуацию оказывает еще и снижение в мае объемов производства калийных удобрений.

Помимо этого, в мае наблюдалось сокращение выпуска продукции и в других ключевых отраслях промышленности. «Снизилось производство машин и оборудования, транспортных средств и другой продукции. Очевидно, это связано с падением спроса на внешних рынках. До мая текущего года ухудшающаяся внешнеторговая ситуация не приводила к ощутимому снижению объемов производства, что провоцировало увеличение складских запасов. Но в последнее время началась балансировка объемов производства с внешним спросом, что позволило несколько снизить складские запасы» — предположил экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович. Действительно, в Ежемесячном обзоре экономики приводятся статистические данные, согласно которым складские запасы за май хоть незначительно, но снизились — с 82,4% до 81% от среднемесячного объема производства.

Падение спроса на внешних рынках в первую очередь связано с экономической ситуацией в России, которая остается основным потребителем белорусских товаров. Замедление в этой стране экономического роста и инвестиционной активности уже привело к снижению спроса на белорусские инвестиционные товары. В дальнейшем проблемы на российском рынке могут отразиться и на экспорте белорусских потребительских товаров.

«Повлиять на спрос на российском рынке мы практически не можем. Теоретически в наших силах — предпринимать меры по увеличению конкурентоспособности белорусских товаров за счет снижения цен или улучшения качества. Снижение цен предполагает очередную девальвацию, провести которую безболезненно для макроэкономической стабильности в нынешних условиях невозможно. Повышение же конкурентоспособности за счет качества товаров нам действительно необходимо, однако добиться быстрых результатов на этом пути вряд ли удастся. Так что в краткосрочной перспективе нам остается только следить за ситуацией в России», — отметил Глеб Шиманович.

Одновременно с падением производства на динамику ВВП влияли и факторы, связанные со спросом. В частности, в мае наметилась новая тенденция — существенно замедлился рост инвестиций. «Отчасти это связано с тем, что финансовое положение предприятий в условиях низкого спроса не позволяет им наращивать инвестиции. При этом нужно учитывать, что основным источником финансирования инвестиций, за счет которого они и росли в последнее время, был бюджет. Возможно, экономические власти решили временно сократить наращивание инвестиций, поскольку оно сопровождается увеличением импорта и ухудшением торгового сальдо», — отметил Глеб Шиманович.

Поясним, что рост инвестиций в Беларуси, как правило, приводит к увеличению импорта за счет того, что предприятия приобретают станки, оборудование и комплектующие за рубежом. Шиманович отметил, что, возможно, именно меры по сокращению инвестиций привели к определенному снижению объемов импорта в конце весны этого года: «По статистике Государственного Таможенного комитета, импорт товаров в апреле сократился на 9,7%, а в мае — уже на 16,7%. Так что можно говорить о том, что политика по сокращению инвестиций положительно отразилась на внешнем секторе».

На сегодняшний день основным фактором роста ВВП остается потребление домашних хозяйств, о чем свидетельствует сохранение высоких темпов роста розничного товарооборота. Но, как отметил Глеб Шиманович, не стоит надеяться на то, что этот фактор станет драйвером дальнейшего роста ВВП: к концу года прирост потребления домашних хозяйств из-за высокой базы вряд ли будет значительным.

«В сложившихся обстоятельствах вряд ли удастся проводить экономическую политику, которая позволила бы добиться высоких темпов роста. Более важной задачей в этом году является сохранение макроэкономической стабильности», — резюмировал Глеб Шиманович.