Как изменилось расслоение белорусских граждан по уровню доходов за последний год? Насколько реалистичными выглядят планы властей по восстановлению докризисного уровня реальных доходов населения в течение ближайшего года?

Александр Муха. В результате состоявшейся в прошедшем году резкой девальвации национальной валюты уровень зарплат в Беларуси в долларовом выражении заметно снизился. Так, номинальная начисленная средняя зарплата работников в январе 2012 г. составила Br 2,881 млн, или USD 340,3, что соответствует показателю апреля 2009 г. При пересчете рублевого показателя в долларовый эквивалент использовался средневзвешенный курс покупки на рынке наличных иностранных валют в январе 2012 г. (Br 8464,13 за USD 1).

При этом по сравнению с рекордным показателем докризисного декабря 2010 г. (521,2 долл.) средняя зарплата работников в январе 2012 г. упала сразу на USD 180,9, или более чем в 1,53 раза. Кроме того, в прошедшем году произошло усиление дифференциации зарплат работников в разрезе отдельных отраслей и секторов белорусской экономики. Это связано с тем, что темпы роста (изменения) зарплат в разрезе отдельных видов экономической деятельности выглядят неодинаковыми, и в ряде случаев сильно различаются.

В январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2010 г. реальная (т.е. с учетом темпов инфляции) зарплата сотрудников госуправления упала на 34%, строителей — на 27,7%, профессорско-преподавательского состава — на 26,7%, врачей — на 19,5%. Данные приведены с учетом повышения тарифной ставки 1-го разряда с 1 октября 2011 г. на 28% и с 1 января 2012 г. еще на 32,5%. В то же время, в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых реальная зарплата в анализируемом периоде, напротив, возросла на 10,6%, в деятельности воздушного транспорта — на 11,9%, в деятельности, связанной с вычислительной техникой, — на 44,3%.

В результате у тех работников, у которых зарплата привязана к иностранной валюте либо в ней выплачивается, рублевый эквивалент доходов в реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) возрос, в то время как, например, у бюджетников он заметно сократился.

Самые низкие зарплаты в январе 2012 г. зафиксированы в следующих отраслях: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях — USD 218,2; гостиницы и рестораны — USD 237,9; операции с недвижимым имуществом — USD 246,9; предоставление социальных услуг — USD 265; образование — USD 289,4; средний медицинский персонал — USD 297,9.

Наиболее высокооплачиваемыми видами деятельности являются: деятельность, связанная с вычислительной техникой, — USD 1071,2; химическое производство — USD 907,8; производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов — USD 750,2; финансовое посредничество — USD 644; транспортирование по трубопроводам — USD 631,9; добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — USD 625,9; деятельность воздушного транспорта — USD 603,1.

Вместе с тем, при оценке дифференциации доходов населения важно учитывать теневые доходы, коррупционную составляющую доходов наиболее обеспеченной категории граждан. В 2011 г. скрытые доходы росли более быстрыми темпами по сравнению с официальными выплатами (особенно в условиях множественности обменных курсов).

В результате с учетом скрытых доходов выходит, что в прошедшем году бедные стали жить беднее, богатые — богаче. При этом средний класс стал более узким, поскольку кто-то из его представителей переместился в низшую категорию, а кто-то смог подняться выше. Иными словами, дифференциация населения по уровню доходов в 2011 г. заметно усилилась.

В текущей ситуации в отдельных регионах страны уже отмечаются факты стихийного проявления социального недовольства со стороны рабочих, у которых зарплата традиционно является более низкой по сравнению с остальными категориями работников предприятий.

Текущий уровень зарплат в Беларуси является самым низким по сравнению с соседними странами. Так, средняя начисленная зарплата в Украине составила USD 382 (декабрь 2011 г.), Казахстане — USD 803 (декабрь 2011 г.), в Литве — USD 849 (четвертый квартал 2011 г.), в Латвии — USD 890 (сентябрь 2011 г.), в России — USD 958 (декабрь 2011 г.), в Польше — USD 1083 (данные по производственному сектору за январь 2012 г.).

Поэтому заявления руководства страны о восстановлении докризисного уровня доходов населения в 2013 г. нацелены на ограничение роста социального недовольства и оттока рабочей силы из Беларуси в зарубежные страны (прежде всего, в Россию).

Однако, с другой стороны, необходимо осознавать, что дальнейшее повышение уровня зарплат работников без адекватного увеличения производительности труда может привести к несбалансированности госбюджета, нарастанию отрицательного сальдо экспортно-импортных операций, росту инфляции, а также к увеличению спроса на наличную иностранную валюту, что, в свою очередь, будет оказывать давление на золотовалютные резервы и курс белорусского рубля в сторону снижения.

В конечном счете, в Беларуси может вновь возникнуть угроза проведения ступенчатой девальвации белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам со всеми вытекающими негативными последствиями для национальной экономики.

В текущей ситуации возможности госбюджета и предприятий по повышению зарплат выглядят ограниченными в связи с увеличением объемов предстоящих выплат по ранее привлеченным внешним заимствованиям. По нашим оценкам, совокупный внешний долг Беларуси в настоящее время составляет около 33 млрд. долл., что составляет 89,2% к объему ВВП. В ближайшие годы выплаты внешнего долга будут оказывать негативное воздействие на темпы экономического роста, включая темпы роста ВВП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, динамику реальных доходов населения и др.

Поэтому власти страны смогут в лучшем случае постепенно повышать зарплаты с учетом внутренних и внешних экономических факторов (включая динамику спроса на иностранную валюту, темпы инфляции, показатели платежного баланса, динамику исполнения бюджета и др.). При этом в бюджетной сфере расходы на оплату труда будут вытеснять другие статьи государственного бюджета, связанные с инвестициями в основной капитал и текущими расходами.