На заседании коллегии Министерства финансов премьер-министр Мясникович заявил, что белорусские гражданене имеют объективных данных о состоянии экономики. Каких данных о состоянии белорусской экономики не хватает сегодня гражданам и экспертам? Что могут сделать Минфин и Правительство для повышения «финансовой грамотности населения»?

Дмитрий Иванович. Проблемы с доступностью данных для граждан и для экспертного сообщества имеют разные решения. Если для экспертов более важны сами данные, а последующую их трактовку они в состоянии сделать самостоятельно, то для граждан на первом месте стоит именно трактовка этих данных и объяснение сложившейся ситуации на доступном языке.

Возьмем простой пример. Все граждане в прошлом году активно обсуждали тему инфляции. Сравнивали курсы и свои фактические затраты с цифрами, которые официально публикует Белстат. В итоге получалась разница, что порождало недоверие.

Что мешало разрешить специалистам Белстата продемонстрировать на понятном примере выборочного обследования как считается инфляция для типичной белорусской семьи? И многие вопросы бы отпали. Или модная среди обывателей в последнее время тенденция обсуждать состояние золотовалютных резервов. Благодаря отдельным СМИ, которые по уровню знаний об этом показателе сами находятся на обывательском уровне, создавалось совершенно неверное представление о сумме наших золотовалютных резервов.

Что мешает представителям Национального банка доступным языком объяснить, что любой из элементов золотовалютных резервов, будь то золото или прочие резервные активы, может быть в любой момент преобразован в денежные средства? Никакой государственной тайны в этом нет, но это сняло бы лишние вопросы.

Таким образом, решение проблемы разъяснения данных о состоянии экономики для граждан лежит в плоскости оперативного и доступного информирования о том или ином параметре. И, к сожалению, несмотря на очевидную простоту решения проблемы, этого не делается. Неужели в Минфине, Белстате или других ведомствах не существует специалистов, которые бы могли заниматься этой работой на постоянной основе?

К сожалению, в последнее время возникла еще одна неприятная тенденция — для граждан делают недоступной ту или иную информацию, ранее находившуюся в открытом доступе. Я имею в виду правовую информацию, доступ к которой по непонятной причине сделали частично платным. Мы хотим знать законы своей страны, а нам закрывают к ним доступ. Абсолютно нелогичное решение.

С экспертным сообществом и доступностью данных для анализа состояния экономики проблема гораздо глубже и сложнее по своему решению. Я бы разделил проблему на несколько частей.

Основными являются проблемы закрытости ряда данных, совместимости данных, публикуемых различными ведомствами, недостаточной подробности и нежеланием со стороны госорганов предоставлять данные, даже если они не являются закрытыми. И последнюю проблему я бы даже поставил во главе угла. Иногда возникает странное ощущение, что в каждом позвонившем видят агента иностранной разведки, хотя при этом данные время от времени все–таки публикуются.

Проблема закрытости информации тоже стоит достаточно остро. Как к примеру оценивать выгоды от сотрудничества в рамках ЕЭП, если даже узнать величину импортных пошлин, уплаченных и полученных, невозможно? Размер нефтяных пошлин, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации, опубликовали лишь недавно — и то не за год, а лишь за 11 месяцев, причем мелким шрифтом в сноске одного из документов. А ведь он значительно корректирует успехи во внешней торговле. И каждый специалист, занимающийся определенной темой, назовет вам не один и не два подобных примера.

Поэтому экспертное сообщество, на мой взгляд, будет только приветствовать инициативу премьера, если она приведет к большей открытости госорганов и позволит получать более достоверные и подробные данные, что улучшит и качество анализа и точность выводов. И не стоит бояться идеологически «неправильных» трактовок показателей. Проблема в экономике не решается, если не определена точная, пусть и неприятная причина ее возникновения.