Согласно представленной недавностратегии ОГП на парламентских выборах 2012 г., члены партии должны использовать выдвижение кандидатов для информирования избирателей о том, что свободных выборов в Беларуси нет, и после этого снять свои кандидатуры. Содержит ли Избирательный кодекс РБ возможность для реализации такого сценария? Какие законные препятствия могут возникнуть при регистрации кандидатов, заявивших о такой цели участия в выборах?

Сергей Альфер. Сразу необходимо отметить, что подобная инициатива ОГП полностью соответствует белорусскому избирательному законодательству. Объяснение этого вывода требует цитирования большого количества статей актов законодательства, но такая уж эта специфика юридического комментария.

Так, ст. 60 Избирательного кодекса устанавливает, что право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит зарегистрированным не позднее чем за 6 месяцев до выборов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей. Статья 62 Кодекса устанавливает, что выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей осуществляется высшими органами политических партий. В соответствии со ст. 12 Закона о политических партиях высшим органом политической партии является съезд.

Изменения Избирательного кодекса 2010 года внесли существенные коррективы в возможности выдвижения кандидатов в депутаты политическими партиями. Если еще на выборах 2008 года для выдвижения кандидата партиям необходимо было иметь зарегистрированную организационную структуру на территории избирательного округа, то теперь это требование отменено. На практике, в силу откровенного нежелания органов власти регистрировать оргструктуры партий, реализовать в полной мере партийное выдвижение для всех белорусских политических партий было невозможно. Поэтому по многим округам партийные кандидаты выдвигались путем сбора подписей избирателей. В настоящий момент любая политическая партия может выдвинуть в каждый из 110 округов своего кандидата, естественно, при наличии достаточного количества кандидатов.

Отмена решения о выдвижении кандидата в депутаты регулируется статей 70 Избирательного кодекса. В соответствии с ней отменить решение о выдвижении кандидата в депутаты можно решением съезда партии не позднее чем за три дня до дня выборов. Следовательно, для отмены решения необходимо будет проводить новый съезд партии, или предусмотреть, если это возможно, вторую сессию съезда, выдвигавшего кандидатов в депутаты. Для реализации решения об отмене выдвижения закон требует немедленного его представления в каждую окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую партийного кандидата.

На этом закон заканчивается и начинается практика применения закона. Как показал опыт предыдущих политических кампаний 2004 и 2008 года, договоренности о съеме политическими партиями своих кандидатов в депутаты реализованы в полной мере не были. Так, в ОГП в 2008 году самоснялись в Минске 5 кандидатов, согласованное снятие кандидатов произошло в Гомельской области. И ни разу политические партии не смогли выработать согласованной всеми субъектами позиции по поводу подобного варианта бойкота избирательной кампании.

Вышеуказанному есть ряд объяснений. Как показывает мировой опыт, избирательные кампании являются периодом наивысшей активности политических партий, вне зависимости от существующего в стране режима. Беларусь не является исключением из этого правила. Политически партии создаются для реализации своей политической программы путем легального получения власти от народа при проведении выборов. Вне этих целей политическая партия становится либо одной из неправительственных организаций, либо клубом по интересам. Отсюда и те огромные сложности, которые возникают при согласовании общей позиции оппозиционных политических партий Беларуси по поводу способов участия в выборах.

Вторым важным вопросом, лимитирующим возможность реализации оппозиционными политическими партиями подобного сценария, является поиск соответствующих кандидатов в депутаты. Список любой политической партии на выборах в любой стране состоит из амбициозных лиц, желающих реализовать себя в политике. Исходя из заявлений оппозиционных политиков, что списки лиц, желающих участвовать в парламентских выборах, проводимых на демократической основе, и на основе практики применения действующего избирательного законодательства, отличаются на 90 процентов, можно сделать вывод, что узнаваемые политические фигуры, лица, пользующиеся авторитетом населения соответствующей территории, так называемые VIP-лица, участвовать в выборах не собираются. А требование участия в политической кампании своеобразных «говорящих роботов», высказывающих только партийную позицию, не только еще больше уменьшит возможность участия VIP-лиц в этом процессе, но и не приведет к реализации опосредованной цели партии — привлечения в свои ряды новых высокоинтеллектуальных и энергичных членов.

Также следует учитывать и возникновение третьей сложности при реализации указанного сценария. Та же статья 70 Избирательного кодекса гласит, что в случае отмены решения о выдвижении кандидата в депутаты без уважительных причин политическая партия выдвинувшая кандидата в депутаты, компенсирует окружной избирательной комиссии понесенные ею расходы на кандидата в депутаты, включая и расходы на предвыборную агитацию. А это не только денежные средства, выделяемые кандидату в депутаты для печатания агитационных материалов. Ради справедливости необходимо отметить, что стоимость бесплатного радио- и телеэфирного времени, а также места в печатных СМИ для размещения агитационных материалов кандидата не включается в бюджет окружной комиссии и не может быть истребована для компенсации.