Концерн «Белнефтехим»договорился с российскими компаниями о новой формуле ценообразования на нефтяное сырье. Каковы перспективы развития нефтепровода Одесса-Броды после подписания этих соглашений? Насколько целесообразен теперь этот проект?

Владимир Дунаев. Нефтепровод Одесса-Броды с самого начала был призван тешить геополитические амбиции. Это не исключало экономических выгод, но не они были на первом месте. Подписанный в Москве протокол о согласовании условий поставок российской нефти в Беларусь в 2012–2015 гг может ничего не изменить в судьбе этой нефтетранспортной системы.

Хотя Беларусь и сыграла важную роль в переводе в аверсный режим этого трубопровода, но и год назад были серьезные сомнения, что она может играть роль мотора в развитии Евроазиатсткого нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), частью которого является украинская труба. Не могло не настораживать отсутствие транспарентности нефтяного контракта с Венесуэлой и Азербайджаном, недостаточно ясная экономическая мотивация закупок каспийской нефти, политические риски, связанные с усиливающейся зависимостью от России и развивающимся конфликтом с Западом. Сомнения в том, что Беларусь сможет обеспечить загрузку нефтепровода даже в ближайшей перспективе, были уже тогда.

Так и вышло. Вместо 4 млн. тонн нефти за 2011 год белорусы прокачали только четвертую часть. Однако условия соглашения между Укртранснефтью и Белорусской нефтяной компанией до 2013 года позволяют Украине получать плату за транзит законтрактованых 4 млн. тонн в год даже если Беларусь не будет их перекачивать. Посол Украины Виктор Тихонов недавно подтвердил, что белорусские власти исправно платят за аренду нефтепровода Одесса-Броды, несмотря на отсутствие прокачки нефти. Это понятное следствие стандартных условий соглашения типа «качай или плати».

Но вот утверждение посла, что проект выгоден и Беларуси, и Украине как экономически, так и политически, выглядит интригующе. Эти выгоды, видимо, не связаны напрямую с объемом прокачиваемой нефти. В Украине уже называют то, что происходит с нефтепроводом Одесса-Броды, энергетическим иллюзионом. Последние время каждый год начинается с заявлений о значительном увеличении поставок азербайджанской нефти через украинскую нефтетранспортную систему, а в конце года выясняется, что на эти объемы нефти пока нет потребителей.

Но это не мешает на следующий год объявлять о новых захватывающих перспективах. Последний договор с Азербайджаном о транзите нефти предполагает прокачку в следующем году 16-20 млн. тонн сырья. До 3 млн. тонн должны быть поставлены на НПК «Галичина» (Дрогобычский НПЗ) и «Нефтехимик Прикарпатья» (Надворнянский НПЗ), еще до 5 млн. тонн — в западном направлении (Венгрия, Словакия, Чехия) и до 8-12 млн. тонн в направлении Беларуси.

Украина предлагает, пока не будет достроена польская ветка ЕАНТК от Брод до Гданьска, транспортировать азербайджанскую нефть в Польшу через белорусский участок нефтепровода «Дружба». И, несмотря на свои договоренности с Россией, белорусская сторона охотно поддерживает разговор на эту тему. Всем понятно, что заявленные объемы пока не нужны, как не были востребованы 14 млн. тонн, заявленные в 2011, но как политический инструмент трубопровод Одесса-Броды исправно выполняет свою функцию.

Россия давит на транзитные страны своей политикой обходных маршрутов доставки углеводородов. Однако у этих стран есть свои ответы на этот вызов. Угроза пустить в осушаемые Россией нефтепроводы чужую нефть пока действует. Как бы российская сторона не изображала равнодушие по отношению к таким планам, в конечном счете, она поддается на эти провокации. В постоянном торге с Россией и Украина, и Беларусь продолжают делать ставку на нефтепровод Одесса-Броды. Только каждая сторона играет за себя и не очень готова считаться с планами другой стороны.