На прошедших 4 декабря выборах в Государственную думу партия «Единая Россия» получила значительно меньше мест, чем планировалось. Между тем, по мнению большинства экспертов, одной из главных целей происходившего накануне форсирования интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства было как раз обеспечение ее электоральной поддержки. Означает ли случившееся, что «собирание земель» перестало быть для жителей России привлекательным, и, соответственно, можно ли ожидать ослабления внимания Кремля к данному процессу?

Андрей Федоров. В самом деле, результаты российских парламентских выборов оказались достаточно неожиданными: несмотря на безудержное использование административного ресурса, имевшая в предыдущем созыве Думы конституционное большинство «Единая Россия» сейчас еле-еле получила большинство простое, потеряв четверть своего электората. Более того, согласно информации независимых наблюдателей и СМИ, нынешние выборы стали рекордными по числу нарушений, и если бы они были действительно свободными и справедливыми, итоги для партии власти были бы еще хуже.

Как данное обстоятельство, так и некоторые более ранние события позволяют предположить, что следующий президентский срок Путина пройдет менее гладко, нежели предыдущие. Однако отсюда не следует, что это серьезно скажется на интеграционных позывах Кремля.

Во-первых, причинами провала «Единой России» стали внутренние проблемы, такие, например, как ошеломляющая коррупция во властных структурах и их откровенное пренебрежение интересами российского населения, но вовсе не нежелание последнего возрождать «имперское величие». К сожалению, непременной предпосылкой наличия самоуважения для большинства россиян остаются доминирование над соседями и противостояние с Западом.

В полном соответствии с этими массовыми воззрениями нет оснований ожидать каких-либо инициатив по изменению российской внешней политики в ближнем зарубежье и от нового состава Думы. Несмотря на некоторое перераспределение мест, там остались все те же знакомые лица, взгляды которых на воссоединение постсоветского пространства под эгидой Москвы, в том числе на белорусско-российские отношения, хорошо известны. Они практически ничем не отличаются от единороссовских.

Поэтому на появление каких-либо иных подходов надеяться не стоит. Скорее, наоборот, гораздо более вероятно, что в силу слабости прочих козырей российское руководство на предстоящих президентских выборах будет стремиться разыгрывать великодержавную карту в еще большей степени.