Президент Украины В. Янукович озвучил «справедливую» формулу цены российского газа: цена для Германии минусUSD70 транзитного тарифа от границы России до Германии. Как выглядит сегодня формула цены на российский газ для Беларуси? Может ли Минск воспользоваться спором между Киевом и Москвой для снижения цены на газ?

Татьяна Маненок. В сентябре начался второй раунд белорусско-российских газовых переговоров. Газпрому пришлось смириться с тем, чего он так не хотел: соглашения по условиям поставки газа в Беларусь, а также транзита газа через территорию Беларуси на предстоящие 4 года придется подписывать с пакете с соглашением по приватизации Белтрансгаза (оставшихся 50%). А куда деваться: без этой уступки белорусам переговоры по газу вряд ли сдвинулись бы с мертвой точки. Москве же на фоне газового конфликта с Украиной, старта второго этапа Таможенного союза — Единого экономического пространства и, наконец, начала выборных кампаний конфликт с союзником и партнером по таможенной «тройке» совсем не нужен.

На скорейшее завершение газовых переговоров с Беларусью Газпром уже «благословили» Д. Медведев, и В. Путин. А глава Газпрома А. Миллер пообещал российскому президенту, что газовый контракт обязательно будет подписан до конца года и, как было сказано, «ни в коем случае не будет повторения той ситуации, которая была пять лет назад, когда мы подписали контракт в 23 часа 58 минут 31 декабря 2006 года».

Несмотря на политическую отмашку на завершение переговоров по газу, их результат пока не столь однозначен. Для белорусов очень важно добиться в процессе этого торга условий, которые позволят максимально сблизить свою цену на газ с внутрироссийской. Определенные основания для этого у Минска есть.

При подписании в конце 2006 г 4-летнего газового соглашения с Беларусью Газпром добился желаемой цели — настоял на новой формуле определения цены газа для страны. Данная формула означала, что стоимость газа для Беларуси будет рассчитываться исходя из среднеевропейской, минус таможенная пошлина на газ (30%) и минус транспортные расходы. Предусмотренная соглашением от 2006 г формула включала также понижающие коэффициенты к цене поставляемого газа на 2008–2010 гг (0,67, 0,8 и 0,9 соответственно). В 2011 г льготного коэффициента для Беларуси нет. Напомним, это соглашение истекает 31 декабря 2011 г.

Позже стало известно, что в действующем соглашении об условиях поставки газа белорусская сторона в качестве базового уровня выбрала не среднеевропейскую цену на газ, а цену в Польше, которая 5 лет назад была ниже, чем среднеевропейская. Однако за последние годы благодаря конкуренции ситуация на европейском газовом рынке изменилась. Многие европейские потребители стали покупать более дешевый в сравнении с российским сланцевый газ, а некоторым компаниям вследствие изменившихся условий удалось добиться пересмотра ценовых условий в соглашениях с Газпромом. В результате среднеевропейская цена на газ сейчас ниже, чем цена для Польши (пока Польша не имеет возможности использовать в своем балансе сланцевый и сжиженный газ).

В начале 2011 г при обсуждении нового газового соглашения Россия предлагала Беларуси воспользоваться этим фактором: привязаться к среднеевропейской, а не к польской цене, в чем есть свои плюсы. Прежде всего, среднеевропейская цена более сбалансирована. Кроме того, стоимость транспортировки до средней условной точки в Европе выше, а значит, и транспортный вычет при расчете цены на газ исходя из формулы ценообразования больше. Оба этих фактора позволят Беларуси получить цену ниже, чем сейчас. По оценкам, если бы Беларусь воспользовалась этими возможностями в 2011 г, то получила бы цену на газ примерно на 30 USD/тыс. куб. м. ниже, чем сейчас.

Словом, при доброй воле поставщика скорректировать газовую формулу для Беларуси исходя из изменившихся условий на европейском рынке абсолютно несложно. Однако это не единственная скидка, на которую рассчитывает Беларусь. Белорусские переговорщики также рассчитывают на льготный коэффициент к цене газа, которая будет установлена для Беларуси в новом газовом соглашении. Напомним, что Россия и Беларусь собирались вместе прийти к равнодоходным ценам еще к 2011 г, что было зафиксировано при подписании газовых соглашений в 2006 г. Но из-за кризиса 2008 г Россия отложила этот срок на 2014 г, а Беларусь перешла на новый принцип с 2011 г.

Понятно, что официальный Минск мог бы устроить демарш и не подписать в декабре 2010 г судьбоносный пакет соглашений по созданию ЕЭП, если бы стороны не договорились синхронно перейти к равнодоходным ценам к 2015 г. Позже В. Путин сказал, что Россия приняла принципиальное решение поставлять газ Беларуси с 2012 г с использованием специального понижающего интеграционного коэффициента.

Таким образом, сейчас стороны торгуются за размер скидки. Эта скидка должна иметь три составляющие. Одна — за корректировку самой формулы с учетом привязки не к польской, а более «дешевой» среднеевропейской цене, вторая — за вхождение в ТС и обязательства стран таможенной «тройки» синхронно перейти к равнодоходным ценам к 2015 г, третья — в рамках приватизации Белтрансгаза.

Кроме того, сторонам предстоит договориться не только о размере понижающего коэффициента для Беларуси (предполагается, что он будет действовать до 2015 г), но и, что особенно важно, по поводу базовой цены, по отношению к которой этот коэффициент будет применяться. Какая цена должна быть точкой отсчета — нынешняя цена газа в Смоленской области, чего долго добивалась белорусская сторона (106-117 USD/тыс. куб. м)? Среднероссийская цена? Или же среднеевропейская цена (за вычетом экспортной пошлины в 30% и расходов на транзит)?

Очевидно, что газовый торг будет непростым, несмотря на политические заявления первых политических персон РФ.

На поиск компромисса будут работать обострившиеся российско-украинские отношения. На фоне стремительного роста цен на газ Украина пока безуспешно пытается договориться с Россией о корректировке газового соглашения, подписанного прежним правительством. Эксперты говорят, что уже нынешней зимой может разразиться очередная российско-украинская газовая война.

В этой ситуации для Москвы затягивание переговоров с Беларусью может создать дополнительную проблему. Очевидно, что на этапе старта ЕЭП она в этом не заинтересована. Более того, здесь важен позитивный результат, чтобы продемонстрировать привлекательность нового интеграционного образования для последователей и прежде всего для Украины — Кремль ведь по-прежнему не оставляет надежды затянуть Украину в Таможенный союз.

Справка

По нынешнему контракту цена на газ для Беларуси меняется ежеквартально, базовой ценой является польская цена (минус экспортная пошлина и разница в транспортных расходах). С этого года Беларусь покупает российский газ без скидок. Исходя из этой формулы цена российского газа для Беларуси во II квартале составляет 244,7 USD/тыс. куб. м. В III квартале она составит, как ранее отмечал первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, 286 USD/тыс. куб. м, в IV квартале — 300-305 USD/тыс. куб. м.